Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: концепция

Экологическое воспитание в детском саду

Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения.

Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.

Экологическое воспитание старших дошкольников представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры.

В каждом ДОУ разрабатывают и проводят еженедельно специализированные мероприятия.

На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями.

Особенности проведения занятий с эко направленностью в ДОУ состоят в их целенаправленности и систематичности. Если на занятии детям дают представления о растениях, то вне занятий малыши поощряются ухаживать за цветами в группе детского сада. Старшие дошкольники поливают их, протирают листочки. Это также ведет к приобретению у дошколят элементарных навыков трудовой деятельности.

В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображают в рисунках или творческих рассказах. Поэтому в группе сада организуют интеграцию занятий экологии-изо-деятельности. Так экологизация дошкольников происходит наиболее эффективно.

Наглядно изображая свои наблюдения, дети закрепляют экологические представления.

Экологические представления старших дошкольников — это их отношение к окружающему миру. Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Формирование таких представлений поможет детям научиться взаимодействовать с природой.

Формирование экологической культуры поспособствует ценностному отношению детей к растениям и животным. У малышей будет развиваться познавательная активность к получению знаний об окружающем мире.

Экологическое воспитание старших дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала.

Множество растений и цветов в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости к растениям. Малыши будут заботиться о них.
В живом уголке всегда бывает большое разнообразие растений. Здесь проходит формирование эко-представлений, проводятся различные опыты над растениями.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

В программных документах ДОУ проблема по эко-воспитанию решается посредством образования малышей. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников. Здесь же не надо забывать, что эко-знания затрагивают детские представления о взаимодействии всех объектов в мире природы.

С чего же начинается в доу формирование экологического представления у дошкольников?

Прежде всего, надо рассказать детям о самой планете Земля, как она образовалась, какие формы жизни существуют на Земле. Нужно дать детям четкие представления о разнообразии мира растений и животных, отметить их особенности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: концепция

Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки. Поэтому формирование экологических основ будет эффективнее, если показывать малышам энциклопедии с иллюстрациями разного вида животных и растений. Так детям легче будет усвоить материал. Наглядно дошкольникам легче будет представить все многообразие животного и растительного окружения.

Можно кратко проанализировать программу «Детство», по которой многие детские садики ведут образование.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста способствует постепенному обучению детей труду в природе, ознакомлению с необходимыми для жизнедеятельности различных растений условиями.

Представленная программа помогает детям приобрести навыки в природе на практическом уровне. Детей учат выкапывать клубеньки или корневища растений. Дошкольники учатся добывать корнеплоды, пропалывать грядки, которые сами помогают засевать.

В этой программе четко прописан объем, отведенный на экологическое образование старших дошкольников.

Другая программа, по которой четко расписаны рекомендации по эко-образованию, программа «Мы» дополнена представлениям и детей о лесных и луговых растениях. Там также представлены описания растений водоемов.

По какой бы программе не велась учебно-воспитательная работа в детском саду, в каждой есть отдельный раздел по экологии. Больше всего внимания в программах уделяется растениям. Дети узнают об особенностях знакомых растений, и знакомятся с незнакомыми им растениями.

Очень хорошо, когда в процессе образования детишек приобщают к труду.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическая культура определяется как степень детского восприятия окружающей среды. К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире.

Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у дошкольников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.

Экологическая грамотность детей состоит в следующем. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает.

Каждый должен научиться сохранять природу. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Если понадобится, дети должны уметь ухаживать за живыми объектами. У каждого дошкольника нужно сформировать элементарные навыки природозащитной деятельности.

Дошкольники могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.

Воспитанникам полезно объяснять, в чем состоит экологическая проблема. Рассказывать о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду.

Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Дети должны знать об этом.

Представления детей о факторах загрязнения поможет им осмыслить весь вред такого неправильного поведения. ДОУ призвано воспитывать бережливого человека будущего.

Особенности экологического развития старших дошкольников и формирование правильного отношения к природе благоприятно скажется на всестороннем развитии детской личности. Ведь формирование экологической культуры даст наравне с другими качествами моральное и эстетическое удовлетворение.

Несколько слов о критериях экологической воспитанности старших дошкольников

Критериями экологической воспитанности отмечают следующие компоненты:

  1. Ценностно-мотивационный. Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
  2. К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
  3. В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
  4. Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе.

Методы экологического воспитания

В ДОУ формирование у воспитанников экологической культуры считается новым направлением. Необходимость уделять внимание на эту сторону учебно-воспитательного процесса в дошкольном заведении вызывает проблема загрязнения окружающей среды в мире.

Раз экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ связано с тем, что у дошкольников идет формирование представления об окружающем мире, то лучшим методом считается наблюдение.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: концепция

В природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений. Важно проводить наблюдения во время прогулок. Обращать внимание дошкольников на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит то к гибели цветов зимой, и возрождению травы и цветов весной.

Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух.

И это нужно донести до сознания малышей.

Дидактические игры еще один эффективный метод, используемый для формирования экологического представления старшего дошкольника.

Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь.

Лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе, сбору ягод и грибов.

Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.

В старшем дошкольном возрасте у детей расширяются познавательные интересы. У детей всегда много вопросов об увиденном. Важно отвечать на детские вопросы. На экскурсиях дети просто заваливают воспитателей различными вопросами. Это хороший момент для экологического обучения дошкольников.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется и другими методами.

Рассмотрим небольшую статистику по методам экологического воспитания старших дошкольников.

Занятия и беседы составляют 33,9%. Играм в ДОУ отводится 9,7%. Опытам и экспериментам — 4,8%. Через наблюдения в природе осуществляется 14,5% экологизации. 1,6% занимают экологические выставки. На досуговых занятиях происходит 10,8% экологического обучения. Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях. Консультационная работа с родителями — 2,2%.

Вот такие методы используют педагоги в работе со старшими дошкольниками в процессе экологического образования и воспитания.

Каждый из методов экологического воспитания дошкольников имеет свои особенности и преимущества.

Если рассмотреть статистические данные, то можно отметить, что беседам во время экологических занятий в ДОУ и экскурсиям отводят первое место.

Действительно, разговоры с детьми об экологии и непосредственное общение с миром природы во время прогулок быстрее затронет детское восприятие.

У дошкольников разовьется экологическое мышление, и это поможет им осознать и принять к сердцу, что природу нужно любить и беречь. А о животных нужно заботиться.

Научится ли каждый дошкольник экологически мыслить, прочувствует ли он окружающий мир природы — все это будет зависеть от умения воспитателя донести экологические знания до детского сознания. Лишь обучив детей экологическим основам можно сказать с уверенностью, что эти дети будут поступать правильно, и за будущее планеты можно не беспокоиться.

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/ekologicheskoe-vospitanie-detei.html

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста

Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.

Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый — личностно-ориентированный -подход в педагогике.

Концепция экологического воспитания дошкольников — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой) опирается на опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994).

  • Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.
  • Вторая — является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
  • Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
  • В Концепцииэкологического воспитания детей дошкольного возраста говорится, что: в основе экологического воспитания — адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
  • Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
  • Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
  • Они сводятся к следующему:
  • • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • • систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
  • • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
  • • выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
  • Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания.  При этом содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
  • • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
  • • многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  • • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  • • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Читайте также:  Как воспитывать мальчика 10 лет - советы психолога

В Концепцииэкологического воспитания детей дошкольного возраста указывается, что «Отношение» — конечный результат экологического воспитания.Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми.

Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.

  1. В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
  2. • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  3. • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
  4. • создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  5. • общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
  6. • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
  7. • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
  8. • наблюдение — самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  9. • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
  10. В Концепции указывается, что воспитатель – это главная фигура педагогического процесса в том числе и экологического воспитания. 

Источник: https://students-library.com/library/read/53214-koncepcia-ekologiceskogo-vospitania-detej-doskolnogo-vozrasta

Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой

Грецкая Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13052/ (дата обращения: 03.10.2019).



Николаева С. Н. считает, что первоначально в основе экологической работы с детьми должна стать передача знаний, информации о природе.

  • А в качестве завершающего этапа в экологической работе с детьми данный автор ставит формирование и закрепление у ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического).
  • Согласно ее мнению, то, как человек стал в практической жизни, относится к природе, является индикатором экологической образованности и воспитанности.
  • Фундаментом для экологического образования дошкольников является традиционная система знакомства детей с природой.

Николаева С. Н. в содержание экологического воспитания вкладывает два момента: передачу знаний в плане экологии и их модификацию в отношение.

По ее мнению, знания лежат в основе процесса формирования начала экологической культуры, а уже отношение — конечным его продуктом.

Только истинные знания в данной области формируют осознанное отношение и дают начало сознанию в плане экологии.

Николаева С. Н. считает, что, подходя к вопросам экологического образования, сначала в центр выходит все внимание на природу и, что человек является ее частью, а затем уже выдвигаются предпосылки в плане необходимости изучения закономерностей, которые существуют в самой природе.

Только четкое их понимание даст понять человеку всю полноту и правильность взаимодействия с природой и жить с ней по ее законам. Модификация знаний происходит в том случае, если педагог приводит свои ориентиры при работе с детьми. А когда происходит проявление субъективного отношения к природе, здесь можно говорить уже о самостоятельной деятельности.

В качестве носителя экологической культуры является воспитатель в детском саду, и он является решающим звеном в экологическом воспитании детей.

Если воспитатель понимает экологические проблемы и причины, которые их породили, если педагог ощущает ответственность, как гражданина в той ситуации, в которой находится, обладает готовностью изменить ее в лучшую сторону, обладает профессионализмом и мастерством, владея методиками экологического воспитания дошкольников, осознает цели и задачи своей деятельности, регулярно осуществляет применение различных технологий развития, воспитания и образования в практической деятельности с детьми, если ориентирован в практической деятельности новой гуманистической моделью экологического воспитания, которая заключается в создании благоприятной атмосферы нахождения детей в детском саду, проявляет заботу об их физическом и психическом здоровье, использует в своей работе личностные и ориентированные методы, то в таком контексте можно говорить о том, что дети начали свой путь в правильном направлении и обретении начальных знаний экологической культуры.

Далее выделим следующие группы методов, которые позволяют комплексно использовать их, что приводит в практической деятельности к повышению уровня экологической воспитанности детей, а также развитию экологической направленности их личности:

1) воспитатель и ребенок должны создавать и поддерживать необходимые условия жизни для живых существ в рамках совместной работы — данный метод стоит признать главным в экологическом воспитании.

2) наблюдение является методом чувственного познания природы. Данный метод позволяет осуществить прямой контакт с природой, живыми существами, окружающей средой.

3) метод моделирования играет существенную роль в системе экологического воспитания.

4) словесно-литературный метод является самостоятельным методом, поскольку весьма специфичен из-за речевой деятельности.

Концепции Николаевой С. Н. в плане экологического воспитания берут за основу материалы из сферы образования, которые имеют непосредственное для нее значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989 год) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994 год).

  1. Концепция дошкольного воспитания позволяет консолидировать самые передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.
  2. Концепция общего среднего экологического образования становится вектором, который позволяет найти ответы на вопросы, которые касаются содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду, что дает возможность обеспечить преемственность и взаимосвязь 2-х звеньев в системе непрерывного экологического образования.
  3. Являясь начальным этапом экологического воспитания детей дошкольного возраста несет важную социальную роль для общества в целом, закладывая фундамент экологической культуры в детской личности, давая предпосылки к тому, что через этот факт происходит приобщение к этому процессу взрослое население общества — сотрудники области дошкольного воспитания, родители детей, что является положительным моментом в экологизации сознания и мышления.
  4. Концепция экологического воспитания показывает, что фундаментом ее лежит возможность адаптивности школьного возраста и ведущих идей экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
  5. Целью такого воспитания согласно концепции, является начальное формирование экологической культуры и всех ее базисных компонентов, что вместе с Концепцией общего среднего экологического образования позволяет присваивать человеку практический и духовный опыт взаимодействия человека и природы, что позволит человеку не только выжить, но и развиваться.
  6. В задачи экологического воспитания входит создание и осуществление воспитательно-образовательной модели, в рамках которой достигается эффект — явные проявления начал экологической культуры у детей, которые готовятся поступать в школу.
  7. Далее перечислим эти задачи:
  8. ‒ формирование внутри педагогического коллектива понимания и значимости экологических проблем и то, что данное направление является приоритетным в плане экологического воспитания;
  9. ‒ организация в дошкольном учреждении условий, которые бы обеспечивали и способствовали педагогическому процессу экологического воспитания;
  10. ‒ повышение квалификации педагогического персонала на постоянной основе: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
  11. ‒ реализация постоянной работы с детьми с использованием различных технологий, постоянное ее совершенствование;
  12. ‒ выявление уровня экологической культуры, который достиг тот или иной ребенок при взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценкой своей личности и деятельности — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах.
  13. Дошкольный возраст является хорошим периодом, когда можно и нужно изучать законы природы в рамках экологического воспитания, при этом содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
  14. ‒ связь растительных и животных организмов со средой обитания;
  15. ‒ многообразие живых организмов, их экологическое единство;
  16. ‒ сообщества живых организмов;
  17. ‒ человек как живое существо, среда его обитания, которая обеспечивает здоровье и нормальную, качественную жизнедеятельность;
  18. ‒ использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;
  19. ‒ охрана и восстановление природных богатств;
  20. ‒ «отношение» — конечный результат.
  21. Согласно, позиции данного автора первоначальным этапом в выработке правильного отношения к природе является передача экологических знаний, а их изменение происходит тогда, когда педагог вкладывает свои ориентиры при использовании методов в работе с детьми.
  22. Если ребенок участвует в деятельности, то это является яркой формой проявления.
  23. Если в деятельности присутствуют показатели отношения к природе, людям, к себе, то значит, ребенок овладел элементами экологической информации.
  24. Процесс экологического воспитания может включать в себя следующие виды деятельности:
  25. ‒ сюжетно-ролевые игры, которые отражают многообразные события в природе или деятельность взрослых, направленную на созидание природы;
  26. ‒ практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых существ в зеленой зоне детского учреждения (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
  27. ‒ создание изопродукции в рамках впечатлений, полученных от общения с природой или деятельности людей в природе;
  28. ‒ общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, которая включает наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
Читайте также:  Роль отца в воспитании ребенка: психология семьи

‒ реализация экспериментов: практическая познавательная деятельность с объектами природы, которая сопровождается наблюдением, высказываниями. Положительный эффект от такого эксперимента с живыми существами (объектами) может быть только в том случае, если все действия учитывают потребности живых объектов и не наносят им вред.

  • ‒ речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
  • ‒ наблюдение, что является автономной, самостоятельной познавательной деятельностью, что обеспечивается получением информации о природе и деятельности людей в природе;
  • ‒ просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
  • Концепции определяют, что воспитатель является главной педагогической фигурой не только в педагогическом процессе, но в процессе экологического воспитания.
  • Литература:
  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002.
  3. Николаева С. Н. «Юный эколог». М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 5. — С. 14–18.
  5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. / Серебрякова Татьяна Александровна. — 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — С. 208.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, природа, экологическая культура, экологическое образование, ребенок, николаев, концепция, дошкольное воспитание, педагогический процесс, дошкольный возраст.

Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории.

По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на…

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда…

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность…

экологическое воспитание, природа, экологическая культура, экологическое образование, ребенок, николаев, концепция, дошкольное воспитание, педагогический процесс, дошкольный возраст.

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда…

Важность экологического воспитания дошкольника. Яковлева Елена Владимировна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, дошкольный возраст, ребенок, экологическое воспитание, знание, родная…

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

ребенок, природа, дошкольный возраст, экологическое воспитание, экологическая культура личности, окружающая среда, окружающий мир, экологическая культура, дошкольное воспитание, экологическое

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13052/

Концепция экологического воспитания дошкольников

  • Содержание Введение
  • 1.Разделы концепции и их называния
  • 2. Сущность экологического воспитания детей
  • 3. Цели и задачи экологического воспитания
  • 4. Круг экологических знаний дошкольников
  • 5. Значимые методы в воспитании детей Заключение Используемая литература Введение

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» (В. А. Сухомлинский).

«Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

Концепция — это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции — новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.

Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый — личностно-ориентированный — подход в педагогике.

Концепция экологического воспитания дошкольников — это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

1.Концепция экологического образования детей дошкольного возраста Разделы концепции и их называние.

  1. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания.
  2. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическимиотечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
  3. * объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ
  4. * связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
  5. * многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  6. * использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;
  7. *охрана и восстановление природных богатств;
  8. * человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

2.Определение сущности экологического воспитания детей Как известно, воспитание в широком смысле слова -это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же — это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.

Ответственное отношение к природе- сложная характеристика личности.

Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе.

Экологическое воспитание воспитанников могут быть развиты только, когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого, что-то новое, расти исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю

3. Цели и задачи экологического воспитания В настоящее время нет единого всеобъемлющего определения цели экологического образования, особенно на дошкольном этапе.

  • Многие определяют цель экологического образования дошкольников как непрерывный процесс развития личности, процесс воспитания и образования, направленный на формирование системы научных знаний и умений, способствующих миропониманию, а также ценностной ориентации нравственно — этических норм, способствующих обеспечению ответственного отношения к окружающей человека среде и его здоровью.
  • Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
  • — образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • — воспитательных- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • — развивающих- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).

4. Круг экологических знаний дошкольников Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие экологии.

  1. Дошкольный возраст — это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
  2. Экологические представления — это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств.
  3. В дошкольном возрасте представления детей о природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними.

Представления, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.

Знания у дошкольника не существуют ради Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий.

Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти.

Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.

Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей ребенка, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество.

Термин «знание» имеет несколько значений. В общечеловеческом, философском значении под ним подразумевается отражение человечеством объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки (то есть это коллективный опыт человечества, результат познания людьми объективной действительности).

В педагогике знание рассматривается в значении дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения. Это отобранная и дидактически обработанная часть из целостной совокупности научных понятий о закономерностях действительности.

Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. В зависимости от возраста представления могут быть конкретными и обобщенными. По мере развития познавательных действий развиваются и представления.

Освоение знаний на уровне понятий предполагает обобщение предметов и явлений по их отличительным существенным признакам.

В понятии содержатся скрытые связи и отношения предмета, дающие возможность получить истинно научные знания о предмете, раскрываются такие стороны, которые невозможно познать чувственным путем.

Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется формированием у него знаний экологического содержания.

В нее в качестве подсистем, по мнению Н. Н. Кондратьевой, могут быть включены:

система знаний о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках (целостности, системе потребностей и приспособлений к среде и др.);

система элементарных знаний о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;

система знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребенку многообразие ценностей природы — не только материальных, но и познавательных, эстетических и т. п.;

  • система элементарных знаний о взаимодействии людей и природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.
  • Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:
  • — связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
  • — многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  • — человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  • — использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Необходимыми качествами подлинных знаний являются их осознанность, осмысленность, насыщенность конкретным содержанием, четким представлением и пониманием изучаемых предметов, явлений и их закономерностей [«https://mgutunn.ru», 29].

Читайте также:  Физическое воспитание детей школьного возраста: роль семьи

5. Значимые методы в воспитании детей Методика экологического воспитания ориентирована на биоэкологию, что выдвигает необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Опосредованное познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Можно выделить четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности и развитию у дошкольника интереса к познанию окружающего, а также непосредственно познавательных процессов.

Метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ- главный метод экологического воспитания детей. Данный метод направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания позволяет корректировать складывающиеся навыки и выращивание растений и животных.

Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствует выработке у детей их практических навыков и умений.

При использовании данного методы развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, логическое и образное мышление.

Наблюдение — метод чувственного познания природы. Данный метод обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. При использовании метода наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др.

Метод «отраженной природы»занимает значительное место в системе экологического воспитания.

Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный из метода отраженной природы в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции.

В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний.

Очень важна третья форма речевого воспитания — проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей природы, зависимости от жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений.

С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый обобщенный уровень понимания явлений природы, приобретают навыки классификации и обобщения. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы. В практике воспитателем они используются в комплексе в рамках той или иной конкретной технологии. Сегодня они во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника либо младшего школьника с природными объектами.

Заключение Экологическое воспитание дошкольников — трудоемкий многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка. Начиная работу на первой ступеньке образования в форме игровой деятельности, мы формируем у ребенка потребность бережного целесообразного расходования природных богатств, воспитываем чувство персональной ответственности за их сохранение и приумножение.

Экологические знания — это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к окружающему миру, в том, что начинает выделять себя из окружающей среды.

На современном этапе экологическое образование — это новое направление педагогики дошкольного детства. В данном пособии рассмотрены далеко не все проблемы экологического образования в ДОУ, акцент сделан на одной из основных задач — формировании экологической культуры дошкольника.

Список литературы экологический воспитание дошкольник знание

1. Вересов Н. Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В № 7, 1993 г.

2. Казакова М. В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.

3. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений) М, 1993 г.

5. Плешаков А. А. «Зеленые страницы» М., 1994 г.

7. Староверов «Экологическое воспитание дошкольников» Рязань 1989 г.

8. Плешаков А. А. «Экология» М., 1995 г.

9. Панаситчук В. «Экология в картинках» М., 1989 г.

11. Дмитриев Ю. «Книга природы» М., 1990 г.

13. Дежкин В. В. «В мире заповедной природы» ML, 1989 г.

14. Герасимов В. П. «Животный мир нашей Родины» М. 1985 г.

15. Береги природу (серия книг) М., 1990 г.

17. Акимушкин И. И. «Мир животных» Ml., 1991 г.

19. Н. А. Рыжова «Я и природа» М., 1998 г.

Источник: https://mgutunn.ru/work/463493/Koncepciya-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov

Концепция экологического воспитания

методологические, теоретические и методические основы экологического воспитания. Целью экологического воспитания является создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, др. людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до типа экологической гармонии. Перед экологическим воспитанием стоят следующие задачи:

1) сформировать у уч-ся навыки самообразования по вопросам развития взаимодействия природы и общества;

2)  вооружить уч-ся методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к др. людям и самому себе;

3) развить личностные качества, определяемые экологической культурой гармоничного типа: самоуважение, уверенность в себе, свободу в выборе деятельности, чувство ответственности за свои дела и поступки и т.д.;

4)  формировать умения и навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношения с др. людьми, самоопределение и самоуважение;

5)  развивать духовность в восприятии и признании значимости существования природы, ее объектов, др. людей с их личными взглядами и интересами.

  • Основными закономерностями процесса формирования экологической культуры являются:
  • —  зависимость процесса от сформированности у педагога отношения к ученику как субъекту педагогического процесса, для к-рого характерна свобода уч-ся в выборе характера и содержания деятельности;
  • —  зависимость процесса от сформированности индивидуального экологического пространства учителя и уч — ся, включающего как внешнее, так и внутреннее пространство через самоопределение, самодеятельность, широту охвата окружающей действительности, чувства причастности к происходящему вокруг;
  • —  зависимость процесса от стиля организации учебно-воспитательной работы в школе, подразумевающего активность, самостоятельность, творческий подход, самоанализ уч-ся и педагога;

—  зависимость процесса от возрастных и психологических особенностей детей, обеспечивающих восприятие действительности, др. людей и себя в жизненном пространстве.

Являясь органической частью целостного процесса формирования человека, экологическое воспитание тесно связано с др. аспектами воспитания (патриотическим, правовым, эстетическим, трудовым и т.д.).

Принципы экологического воспитания подразделяются на две группы.

К первой относятся общие дидактические принципы, характерные для всего процесса воспитания, но приобретающие особенности при организации работы по экологическому воспитанию (принцип системности, систематичности, связи теории с практикой, совместной деятельности и др.), а вторая группа включает принципы, характеризующие только экологическое воспитание. Ко второй группе относятся:

—  принцип единства познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды;

—  принцип комплиментарности требует выделения экологического аспекта в нравственном, эстетическом, трудовом, физическом (и т.п.) воспитании;

  1. —  принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природы определяет необходимость организации в процессе экологического воспитания непосредственного общения с окружающей средой;
  2. —  принцип взаимосвязи глобального, национального, краеведческого и личностного подходов;
  3. —  принцип творческой координации содержания экологического воспитания исходя из реальных условий и возможностей уч-ся и школы;
  4. —  принцип учета психологических особенностей развития восприятия и сознания школьника, оценки себя в окружающей действительности и людей, к-рые его окружают.

Содержание экологического воспитания включает комплекс идей, отражающих особенности отношения человека к природе, др. людям и самому себе. К ним относят следующие.

  • Развитие и целостность природы; данная идея объединяет знания о биосфере как едином целостном организме.
  • Взаимосвязь природы и общества — понимание связей между природой и развитием общества; рациональное использование природы обществом создает возможность прогресса и развития каждой личности.
  • Изменения природы в процессе труда иногда влечет за собой нежелательные, отрицательные экологические последствия; в связи с этим необходимы поиски новых, экологически оправданных технологий.

Среда и здоровье человека; оставаясь биологическим существом, человек нуждается в экологически приемлемом состоянии окружающей среды: определенном составе воздуха, воды, пищи, земель и т.д.

  1. Профессиональное использование природы; профессиональная деятельность всегда соотносится с личным и общественным представлением об экологически оправданном поведении.
  2. Второй компонент содержания экологического воспитания составляют следующие идеи.
  3. Взаимообусловленность научно-технического развития и уровней потребностей общества.
  4. Проблема утилизации и очистки отходов производства связана с необходимостью обогащения природных ископаемых, устранения всего лишнего, ненужного, того, что человек еще не научился использовать.

Совершенствование природы: разумное создание искусственного климата, систем орошения, осушения болот и т.п.

Психологическое здоровье людей в условиях искусственно созданной среды; создаваемый человеком мир, урбанизация, новые искусственно созданные вещества, продукты питания на основе синтезируемых в искусственных условиях веществ не могут не отразиться на естественном состоянии человека.

Развитие экологически чистых технологий; прогнозирование влияния деятельности человека на др. людей и самого себя — определяющая возможность ответственного отношения к своей деятельности, умение видеть результаты и последствия своей деятельности, оценивать не только сиюминутную выгоду, но и далеко идущие перспективы деятельности.

Третий компонент содержания экологического воспитания определяют следующие положения.

Природа в нравственно-эстетическом развитии личности; для развития необходимых человеку личностных качеств, органов чувств необходимо постоянное общение с окружающей природой.

Объективное восприятие реальности, т.е. восприятие и оценка окружающей действительности, др. людей, себя беспристрастно, такими, каковы есть, а не такими, какими хотелось бы видеть; единство эмоциональных и рациональных процессов в человеке.

  • Зависимость развития личности от культуры и окружения.
  • Сформированность общественных интересов.
  • Демократический характер межличностных отношений — отсутствие предубеждений во взаимоотношениях с людьми.
  • Способность к творчеству (креативность).
  • Сформированность субъективного опыта или саморазвитость всех аспектов личности, способствующих чувству внутреннего единства, постоянство относительно его диспозиций, намерений, перспективных целей.
  • Сформированность целостной жизненной философии — способность видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни: наличие системы ценностей.
  • В экологическом воспитании применяются такие методы воспитания, как убеждения, практические задания, создание ситуации выбора, творческие задания, имеющие экологическое содержание.

Формы организации экологического воспитания традиционно можно подразделить на две группы. К первой относятся те, целью к-рых является формирование культуры в самом широком смысле слова. Ко второй группе относятся формы природоохранительного воспитания.

Изложенная выше К.э.в. разработана О.М. Дорошко (2002).

Источник: https://potencial-school.ru/koncepciya-ekologicheskogo-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию