Нравственное воспитание детей: роль семьи

Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно — нравственного развития личности ребенка.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей. Дошкольный период детства — пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил.

По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст — именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности.

Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей.

Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий.

Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий.

Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка.

Воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек.

Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества.

Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…

Мы в своем детском саду оформляем для родителей уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей.

Очень часто на родительских собраниях выступаем с концертами. Наши родители незаменимые помощники на праздниках, помогают выполнять поделки с детьми,

Участвовать в выставках, посиделках. К праздникам периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении.

А также стараемся повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах духовно — нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей жизнью ребенка в детском саду Родители с большим желанием включаются в жизнь детского сада, направленную не только на духовно-нравственное развитие детей.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

В этом году с помощью родителей был реализован проект «Наши традиции» по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры. Родители помогали выполнять дома аппликацию валенков, выполняли ромашку семьи, делали фотоальбом с материалами дня рождения детей. Работа была захватывающая.

На последнем родительском собрании мы со своим музыкальным руководителем Деминой Галиной Дмитриевной сделали праздник «Губкинские посиделки», где родители и дети показали, чему они научились за целый год.

Очень задорные частушки прозвучали в исполнении бабушек и внучат, дети рассказали о предметах русского быта, рассказали пословицы и поговорки о добре, о Родине, о труде, играли в народные игры с родителями. Праздник запомнился на долго.

Нравственное воспитание детей: роль семьи

Рис. 1. Ансамбль «Сударушка» исполняет «Частушки»

Нравственное воспитание детей: роль семьи

Рис. 2. Родители совместно с детьми играют в русскую народную игру «Золотые ворота»

Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьёй и другими субъектами образовательного процесса в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Литература:

  1.      Ашиков, В.В. Ещё раз о воспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№ 4, — 4с.
  2.      Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
  3.      Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, № 4, 2006, — 41с.
  4.      Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006, — 104 с.
  5.      Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. — г. Губкин, 2007, — 96с.
  6.      Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987, — 144 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/104/24281/

Родительское собрание «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • «Пажгинская средняя общеобразовательная школа»
  • Общешкольное родительское собрание
  • «Роль семьи
  • в духовно-нравственном воспитании детей»

Нравственное воспитание детей: роль семьи

  1. Составитель: Башлыкова Елена Леонидовна,
  2. учитель начальных классов.
  3. Пажга
  4. 2017

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Общешкольное родительское собрание
  • «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»
  • Цель: создание условий для понимания значимости духовно-нравственного воспитания в семье.
  • Задачи собрания:
  • Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей;
  • Показать родителям значимость духовно-нравственного воспитания детей в семье;
  • Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
  1. Ход собрания
  2. Добрый вечер, уважаемые родители!
  3. Слайд 1.
  4. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания актуальна как никогда.

Слайд 2.

«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение, при котором ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо» (В.А. Сухомлинский).

Уважаемые родители, коллеги, которые тоже являются родителями. В последнее время мы много говорим о нравственном воспитании, создано множество программ, но мы вынуждены признать, школа без семьи бессильна.

Слайд 3.

«Семья и школа — это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега» (Л.А. Кассиль)

Слайд 4.1.

Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. И это очень важно. Для воспитания требуется правильная иерархия: (слайд 4.2.)отец – мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сёстры – я – младшие братья и сёстры. Есть одно частое искажение в устройстве современных семей.

Оказывается, часто негласной главой семьи является ребёнок. В советской педагогике в 50-х годах был объявлен всем нам известный девиз: «Всё лучшее – детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости.

Чтобы понять, откуда идут беды родителей с детьми, достаточно задать себе вопрос: «Кому в вашей семье достаётся лучший кусок?» – «Конечно, ребёнку», – следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевёрнуты. Начнём с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще.

Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше – матери, а далее всем остальным – дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом.

За что ребёнок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребёнок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки взрослеют только к 20 годам.

До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а всё продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причём физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено. Но дети не готовы к этому морально.

У ребёнка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать своё место в семье. Сначала он маленький, потому что ещё не ходит в школу.

Потом он маленький, потому что ещё только учится в школе. Затем он маленький, потому что ещё только учится в институте. И всё это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.

К трём годам у ребёнка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». Слайд 5.1. В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания.

Всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, должна царить чёткая иерархия ценностей. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.

Слайд 5.2.

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.

Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.

Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк. Для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребёнок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, – детский сад, школа, детский лагерь.

Контакт детей с взрослыми крайне ограничен, поэтому они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребёнок воспитывается в семье, то от постоянного общения с взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.

Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений.

Ранее такого разрыва между поколениями не было. 90% всего населения были крестьянами. Отец работал или по дому, или недалеко от дома, и дети с самого раннего возраста участвовали во всех работах. Ребёнок впитывал трудолюбие с самого раннего возраста. Мальчишки часто помогали отцам в поле, девочки помогали матерям по дому.

Сейчас большинство женщин работает. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растёт само по себе.

Читайте также:  Правила поведения зимой для детей: консультация для родителей

Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. Но как же передаётся опыт жизни от одного поколения другому? Этот опыт передаётся, как правило, через совместный труд. Отец работает с сыном, и тот впитывает всей душой отцовское отношение к жизни.

Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность.

Принцип же воспитания в наше время можно очень чётко сформулировать словами одной современной песенки: «Танцуй, пока молодой». Пока ребёнок маленький, ему многое дозволяется. Это приводит к тому, что даже двадцатилетнего дылду мамочки будут продолжать холить и лелеять.

А когда вдруг специалисты вспоминают о всеобщем отставании детей, то начинают искусственно развивать ребёнка. Придумываются различные развивающие программы, игры. А недополучают дети элементарного общения с взрослыми, но не детского общения, а взрослого.

Если ребёнок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых.

Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять своё желание в настоящей работе. Всё зависит от уклада семьи – надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников.

Современные мамы и папы восхищённо смеются и ликуют, видя, как их милая дочка танцует, подражая звёздам поп-музыки, увиденным на телеэкране. Ясно, что в этом случае родители настроены на то, чтобы воспитать эстрадную певицу, а не помощницу себе. Дети очень хорошо чувствуют, что нравится родителям и что надо сделать, чтобы угодить им.

В развитии ребёнка есть определённые этапы, когда в нём формируются те или иные способности. Так привычка к труду закладывается примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Именно в этом возрасте надо начинать приучать ребёнка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно ещё не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду.

Но ребёнок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определённые обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребёнка к труду будет практически бесполезно. Когда ребёнок подрастёт, его можно и нужно приобщать к правильному планированию своей жизни.

Очень важно, чтобы у каждого ребёнка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть – для малышей – обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребёнок подрастёт, – убирать свою постель, ещё позже – вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи, забирать младших из детсада и т. д.

Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно.

Душа ребёнка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребёнку или не будете следить за тем, что предлагается ребёнку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели.

Ребёнка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными.

Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы – вот, что может наполнить душу ребёнка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.

Слайд 6.1.

Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что ребёнок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребёнок знает всё! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания». По поводу таких рассуждений нужно отметить два момента.

Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо Слайд 6.2. Чтобы ребёнку самому неприятно было смотреть плохой фильм.

Во-вторых, чтобы ребёнок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, от которого он будет всё отсчитывать, с которым он будет сравнивать Слайд 6.3. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребёнок духовно питался только из чистых источников.

Если ребёнка будут окружать современные добрые и красивые сказки, то мультфильм с драками и мордобоем ребёнок явно оценит как плохой и сам не захочет его смотреть.

Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить, чтобы оно росло криво. Но пройдёт лет 10-15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая.

Так что если «закалять» душу и нервную систему ребёнка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящей боли она не будет замечена.

И если вдруг родителям будет плохо, то сердце их любимого «закалённого» чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдётся.

Показывая ребёнку насилие даже в «мультиках», предлагая сцены разврата, жестокости или «красивой жизни», телевидение пробуждает в детской душе страсти гнева, блуда, зависти, страсти к деньгам. Боевики учат его презирать слабого, навязывают не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения с людьми, дерзкую и развязную, несовместимую со скромностью.

Замечено, что дети предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, — когда эти занятия у них есть.

Во всяком случае, задача родителей – доходчиво объяснять ребёнку, что ничто не проходит для души бесследно, и помогать отличать плохое от хорошего.

Слайд 7.1.

Опыт воспитания накапливался веками. Но постепенно происходит подмена ценностей: профессионализм ценится выше, чем порядочность, доброта, честность. Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. Но может быть важнее воспитать скромного, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.

Слайд 7.2.

Нравственность любого ребёнка начинается в семье.

Слайд 8.

  • Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
  • Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
  • Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
  • Отношение членов семьи друг к другу должно быть уважительным.
  • В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств.

Если всё вышеперечисленное в семье выполняется, значит, ребёнок состоится как личность.

Слайд 9.

Спасибо за внимание! Желаю вашим семьям взаимоуважения и взаимопонимания!

Источники

  1. http://semyaivera.ru/2012/02/28/mesto-rebenka-v-seme-vospitanie-detey/

  2. https://infourok.ru/rol-semi-v-duhovnonravstvennom-vospitanii-detey-1557858.html

  3. http://globuss24.ru/doc/roly-semyi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-detey

Источник: https://multiurok.ru/files/roditelskoe-sobranie-rol-semi-v-dukhovno-nravstven.html

Консультация для родителей "Роль семьи в нравственном воспитании ребенка"

  • Консультация для воспитателей.
  • «Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»
  • «Система работы с семьями дошкольников по нравственному воспитанию»

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.

Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно.

Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

  • уважение к старшим,
  • дружеские отношения со сверстниками,
  • умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
  • добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,
  • воспитание начал ответственности.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», — подчеркивал В.Г.Белинский.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»…

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает.

Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

  1. Традиционными источниками нравственности являются:
  2.  —          патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  3.  —          социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  4. —          гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  5. —          семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  6. —          труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  7. —          наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); —          традиционные российские религии.
  8. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:
  9. 1)        для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;
  10. 2)      воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;
  11. 3)  в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;
  12. 4)          чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
  13.  —        активно «слушать» его переживания и потребности,
  14.  —        безусловно принимать ребёнка,
  15. —        проводить время вместе (читать, играть, заниматься),
  16.  —        не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
  17. —        помогать, когда просит,
  18.  —        поддерживать успехи,
  19. —        делиться своими чувствами (значит доверять),
  20.  —        конструктивно разрешать конфликты,
Читайте также:  Воспитание мальчика 4 года психология советы

—        использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», —        обнимать ребёнка как можно чаще;

5)        немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности.

Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети.

Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_rol_siem_i_v_nravstviennom_vospitanii_riebienka

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза
  • Ивана Архиповича Докукина»
  • Дошкольное отделение №7 (1247)
  • Эльбанова Мариет Ибрагимовна
  • Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Воспитание ребенка — это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка — его семья. Каждый знает, как велика роль семьи в жизни ребенка. В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Семья — то первое общество, где складывается характер ребенка, его представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Велико значение семьи в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка.

Особенно ценны те традиции, при которых ребенок чуть ли не с того дня, когда он начинает помнить себя, постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива. В дружной семье всегда находятся общие заботы.

И большие и малые дела – бюджет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие покупки, планирование свободного времени – решаются «коллегиально». Все это и многое другое впитывает в себя младший член семьи. Таким образом, ребенку не приходится растолковывать, почему и ему надо поступать так же: сама атмосфера семейных отношений направляет его поведение.

Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности.

Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки.

Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом.

Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества, как ответственность, заботливость, бережливость. Сегодня бытовой труд ребёнка в семье не только не утратил своего значения как средство нравственного воспитания, но, наоборот, приобрёл особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребёнка — дошкольника является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от его трудовых усилий.

Семейный климат — это та питательная среда, которая незримо и постоянно присутствует в нашем доме, и которую не изменишь никакими специально придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что педагогические приемы имеют наибольший коэффициент полезного действия, если ребенок растет в благоприятной среде.

Очень важно каждому из нас понять: чтобы требовать чего-то от детей, надо прежде всего очень требовательно относиться к себе. Это важно для наших детей, для нашего успешного на них влияния. Ребенок верит, что взрослые люди непременно самые хорошие, честные, самые лучшие.

И потому, какими бы старшие ни были в действительности, они всегда для ребенка образец для подражания. Репутация взрослого в детском воспитании, в детском сознании всегда непогрешима. Ведь маленький ребенок еще не знает, где хорошо, а где плохо. И эти понятия придут к нему вместе с опытом, вместе с нашими суждениями.

 И никакая «мелочь», нарушающая семейный климат, не может не влиять на ребенка.

“В воспитательной работе нет пустяков… Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев, мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь, руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей”, — говорил А.С.Макаренко, обращаясь к родителям. [2]  

Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией.

По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания.

Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними.

Родители несут перед обществом моральную ответственность за те нравственные представления, нравственные принципы, с которыми их ребенок вступает в жизнь.

Воспитывать, как бы трудно это ни было, намного легче, чем перевоспитывать.

Чем раньше мы начинаем нравственное воспитание ребенка, тем тщательнее и вдумчивее его осуществляем, тем больше вероятности, что мы вырастим своего ребенка по-настоящему хорошим человеком.

Дошкольные образовательные организации тоже вносят свой вклад в нравственное воспитание ребят. Очень многое зависит от личных качеств педагогов и от царящей в коллективе атмосферы. Специальные занятия по нравственному воспитанию дошкольников играют вспомогательную роль.

В рамках образовательной программы детского сада проводится знакомство детей с некоторыми стихотворениями, сказками, рассказами. На занятиях по нравственности воспитатель обсуждает с детьми персонажей произведений, их поведение и характер. Желательно подходить к таким занятиям творчески. Для детей нагляднее небольшие театрализованные постановки по мотивам книг.

 Обсуждая персонажей, нужно помочь детям определиться с моральной оценкой их поступков. Так детей могут заинтересовать постановки по теме «Уроки вежливости», «Дружба» и т.д. Если на спектакле и во время обсуждения будут присутствовать приглашенные родители, то такие занятия принесут максимальную пользу.

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств.

«Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого  человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А.В.Запорожец.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.   

Список источников информации:

  1. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 144 с.

  2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании. — М., 1969, с.295

  3. Свердлова О.Г.  Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.

Источник: https://compedu.ru/publication/rol-semi-v-nravstvennom-vospitanii-doshkolnikov.html

Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

  • ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет
  • Кафедра педагогики и психологии детства
  • Курсовая работа №1
  • «Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»
  • Студентка 2 курса заочного отделения
  • факультета педагогики и психологии детства
  • Сокоренко Валентина Владимировна
  • Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры П и ПД

  1. Сенченко Наталья Викторовна
  2. Омск 2008
  3. Содержание
  4. Введение
  5. Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
  6. 1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
  7. 1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
  8. 1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
  9. Выводы по первой главе
  10. Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
  11. 2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
  12. 2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Выводы по второй главе

  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

В
ведение

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

  1. Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
  2. Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
  3. Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
  4. Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
  5. Задачи исследования:
  6. — проанализировать проблему нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;
  7. — охарактеризовать процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
  8. — выявить специфику нравственного воспитания в различных типах семей с детьми младшего дошкольного возраста;
  9. — эмпирически исследовать роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста;
  10. — проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
  11. Гипотеза: эффективность процесса нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста зависит от:
  12. — стиля взаимоотношений в семье;
  13. — актуализации проблемы в сознании родителей;
  14. — семейных традиций.
  15. Методы исследования:
  16. — теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
  17. — эмпирические: наблюдение, беседа;
  18. База исследования: 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста.
  19. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы (31 источник), заключения, приложения.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста

Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение.

Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые.

Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек.

Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…

Какова же истинная цель воспитания? Немецкий философ Э. Кант считал:

  • «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
  • Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит:
  • «Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу».

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становится более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит[1,3].

Читайте также:  Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

В век материального лучшие духовно-нравственные качества человека, воспитанные с детства, кому-то могут показаться не только не нужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Давно

известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.

Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».

Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна.

Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети[2,41].

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских, нравственных отношений.

Как социальный институт семья выполняет определенные функции.

Классификация основных функций семьи по М.С. Мацковскому представлена (см.рис.1):

Рис.1.

Основные функции современной семьи

Таким образом, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности. Доминирование одних функций и смещение на второй план других приводит к формированию исторических типов семьи, качественно различающихся по ценностным ориентациям.

Источник: https://mirznanii.com/a/178446/rol-semi-v-nravstvennom-vospitanii-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА

Бирюкова Светлана Викторовна, воспитатель, город Серпухов МДОУ детский сада №44 «Колокольчик»

Проблема приоритетности общественного и семейного воспитания представляет одну из самых актуальных тем в наши дни. Несомненно, что у семьи и детского сада — единые цели и задачи воспитания детей. Прежде всего — это становление духовно — нравственных качеств у ребёнка.

Психолого- педагогические и социологические исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Исходя из этого, одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А.

Маркова и др.) [4] Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств. Так исследователи выделяют изменения современного ритма жизни, повышения общего уровня образования, а также увеличение неполных семей и с неблагоприятными психологическим климатом, т.е. кризисными моментами, всё более охватывающими современную семью и влияющими на её воспитательный потенциал.

Но даже в таких условиях родители не должны забывать, что, в семье закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения ребёнка, старшие передают ему определённые взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Всё это непосредственная социализация в семье.

Исследователи А.В. Петровский, А.С. Спиваковская [4] характеризуют семью как первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности, как мощнейший фактор становления социальной стороны личности ребёнка, влияющий на установление им взаимоотношений с окружающими, на формирование мотивов поведения и ценностей установок.

Внутрисемейные отношения для ребёнка — первый опыт общественных отношений. В семье ребёнок получает представление о семейных ролях. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Если обратиться к истории, то в России традиционные представления о семье основаны на Православии. Сохранившиеся письменные источники 11 — 17 вв. демонстрируют уже тогда существовавший интерес к институту семьи. В православии браку отводится весьма важная роль.

Так, в Библии говорится, что брак установлен Богом, это образ еденения Христа с Его Церковью. Поэтому в силу традиционных взглядов в России семья была сосредоточением всей нравственной и хозяйственной деятельности человека, смыслом его существования, символом не только государственности. но и миропорядка.

Вступление в брак было показателем стремления человека к нравственному совершенству.

В «Уставе» Ярослава Мудрого (1051 -1053) освещён широкий круг вопросов, в том числе охрана чести и достоинства женщины — матери, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей, установление гуманных отношений в семье. [4]

Священный союз, христианский брак в России строился на любви к вере, ему присущи прочность, самобытность, высокая духовность. Особенно ярко раскрыт православный взгляд на семью в учении Св.

Иоанна Златоуста, где брачный союз трактуется не только как внешнее соединение мужа и жены, но и внутреннее единение их душ для «взаимного вспомоществования при стремлении к нравственному усовершенствованию» (О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. Учение Иоанна Златоуста. М., 1990. с.19). [4]

Иоанн Златоуст подчёркивает влияние семьи на всё общество: «Смотри: мир состоит из городов, города из семейств, семейства — из мужей и жен. Итак, когда возникнут ссоры между мужьями и женами, низвратятся города, а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами» (О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. Учение Иоанна Златоуста. М., 1990. с.19).

У современного общества потребность в вере не утрачена. Каждый человек во все времена пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой.

Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье.

Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей.

И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа. [4]

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. [5]

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Один из выходов — воспитание духовно- нравственных качеств у ребёнка, что возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.

Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни.

Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства.

И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов — у того государства нет и не может быть будущего, а у народа — перспектив на свое благополучие и процветание. [1]

Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, разрушению гуманитарной сферы отечественного образования.

К сожалению, все это — печальные реалии нашей действительности. Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь.

Сами понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни — всё резко изменилось, стало с ног на голову. В результате происходящих в обществе процессов может затормозиться развитие цивилизации, если не произойдёт ещё более худшего — развитие человечества пойдёт по тупиковому пути.

Отсюда очевидна возрастающая роль семьи в формировании духовно -нравственных основ подрастающего поколения.

При воспитании ребёнка в семье родители должны вести себя так, чтобы он видел, чувствовал, что его любят, о нём заботятся. А для этого надо почаще ласково и нежно с ним разговаривать и не скупиться на тактильный контакт: гладить по голове, обнимать. [3]

Родителям необходимо знать, что они всегда должны отзываться на потребность в общении. Взрослые должны заинтересовано, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задаёт ребёнок, его просьбам и жалобам, уметь успокоить. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что его не любят. Что плохой поступок ребёнка не влияет на отношение к нему.

Очень важно обсуждать в семье вместе с ребёнком забавные истории, которые происходили с ним раньше и были связаны с его неумелостью. При этом родители всегда должны подчёркивать всё то, что, связано с достижениями малыша. Большое значение имеет то, чтобы именно в повседневной жизни отмечались и поддерживались любые, даже незначительные, успехи ребёнка, его стремление чему-то научиться.

Родителям необходимо научиться уважать интересы и привязанности детей по мере возможности предоставлять им право выбора. Кроме того важно гуманистические подходы к воспитанию детей, но недопустима и вседозволенность в поведении детей.

Так же необходимо категорически запрещать детям бить и обижать других детей, животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и кустарники.

Важным является и то, чтобы у ребёнка было чувство защищённости в семье и понимание именно в таких условиях воспитываются духовные и нравственные качества. [2]

Таким образом, следует подчеркнуть, что семья, как специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, представляет собой комплексную проблему многопланового характера.

В ней содержится основной потенциал формирования и развития личности. В семье преломляются и реализуются как потребности общества, так и потребности личности.

Оказывая большое влияние на социализацию и воспитание человека как индивида, семья формирует духовно-нравственные основы личности.

Семья — величайшая общечеловеческая ценность, один из немногих социальных институтов, который способен воздействовать на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни.

Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее духовно-нравственного и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности ребёнка. [5]

СПИСОК ИСПЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. Учреждений и родителей Т.Н. Дронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] – М.: Просвещение, 2005. -191 с.

2.Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. . Современная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 256с. (Учебное пособие)

3. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с

4. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-96 с.- (Детям о самом важном)

5. www.proshkolushkolu.ru

Источник: http://detskijsad44.ru/katalog-statej/37-rol-semi-v-stanovlenii-dukhovno-nravstvennykh-kachestv-rebjonka

Ссылка на основную публикацию