Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

  • Гипеактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка.
  • У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации, и возникает риск дезадаптации.
  • Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности.
  • Исключить негативные последствия гиперактивности у детей дошкольного возраста можно только своевременным и комплексным лечением.

Нужно ли лечить синдром гипервозбудимости у новорожденных? Ответ узнайте прямо сейчас.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

Как связана с синдромом дефицита внимания?

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

Симптомы и признаки

Симптоматика гиперактивности у детей начинает развиваться практически с рождения. Такие малыши чрезмерно активны, но у них развивается отставание в физическом развитии.

  1. Вспышки яркого света, речь, некоторые предметы вызывают у них бурное реагирование, свидетельствующее о наличии повышенной чувствительности к раздражителям.
  2. Если у ребенка в поведении присутствует несколько признаков гиперактивности, то консультация со специалистом должна быть проведена обязательно.
  3. Признаки у малышей и дошкольников:
  • задержка речевого развития;
  • хаотичность движений;
  • нарушение памяти;
  • чрезмерная физическая активность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • эмоциональная нестабильность и плаксивость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • беспокойный сон и трудности с засыпанием;
  • нарушение моторики движений.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

  • Гиперактивность не оказывает влияния на умственные способности ребенка после начала посещения им школы, но данная патология может стать причиной снижения его успеваемости до критичных показателей.
  • Причинами плохих оценок и трудностей с восприятием материала будет повышенная физическая активность, отсутствие способности спокойно сидеть на уроках, постоянное отвлечение на окружающие предметы и ситуации.
  • У детей с диагнозом гиперактивности имеется риск развития нервного тика или других заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием.
  • Признаки у детей школьного возраста:
  • самокритичность и заниженная оценка своих способностей;
  • чрезмерная суетливость;
  • рассеянность в концентрации на определенной теме;
  • нарушение координации движений и неуклюжесть;
  • затруднения с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • нетерпеливость;
  • частые головные боли;
  • развитие фобий;
  • энурез.

Каковы признаки повышенного внутричерепного давления у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Причины и провоцирующие факторы

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:

  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы и сложные роды;
  • преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
  • неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
  • проведение родов с помощью кесарева сечения;
  • неправильный образ жизни во время беременности.

Диагностика

Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

    Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.

Что делать, если поставили такой диагноз?

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.

Чем выводят вши у детей? Читайте об этом здесь.

Советы родителям по коррекции детского поведения

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

  1. Дети с установленным диагнозом гиперактивности отличаются повышенной чувствительностью психики.
  2. В период лечения родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку и исключить провоцирующие факторы.
  3. Внимание следует уделять режиму дня, играм, питанию, физической активности и процессу обучения.
  4. Несколько советов родителям:
  1. В играх с ребенком должны быть исключены элементы соревнований (реакция ребенка на проигрыш может снизить эффективность проводимой терапии).
  2. Выбирая секции для детей, необходимо исключать перспективу проведения соревнований (детская психика должна быть защищена от потенциально негативных факторов).
  3. Ребенка надо как можно чаще хвалить (похвала повысит его самооценку и придаст уверенности в себе).
  4. Родители должны корректно обозначать запреты и ставить перед ребенком конкретные задачи (можно давать ребенку простые, но регулярные поручения — после сна заправлять кровать, выносить мусор, убирать игрушки после игры и пр.).
  5. Ребенка надо приучать к последовательности действий (например, после игры надо собрать игрушки, вымыть руки и только после этого обедать).
  6. Ребенка надо приучать к определенному распорядку дня (ложиться спать малыша надо приучать в одно и то же время ежедневно).
  7. Родители должны устанавливать и контролировать временные рамки перед ребенком (просмотр телевизора, игра на компьютере и другие развлечения должны занимать определенное время).
  8. Огромной пользой для эмоционального состояния ребенка обладают спортивные, но в тоже время спокойные занятия (плавание, конные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах).

Рекомендации по лечению бруксизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.

Стоит ли принимать препараты и какие?

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

В первую очередь специалисты отдают предпочтение немедикаментозным способам.

Препараты для коррекции поведения малыша назначаются в случае экстренной необходимости.

Подбираться такие лекарственные средства должны только врачом на основании клинической картины состояния здоровья ребенка. Первичное лечение основывается на принципах психотерапии и психолого-педагогических методиках.

Примеры препаратов, используемых при лечении патологии:

  • препараты для улучшения концентрации внимания (Виванс, Фокалин, Метилин);
  • антидепрессанты (Метилфенидат, Амитриптилин);
  • препараты для улучшения работы мозга (Глицин);
  • ноотропные препараты (Пантогам, Кортексин, Фенибут).

Особенности режима дня и питания

  • Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.
  • Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.
  • Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:
  1. Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причиныВ рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
  2. Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
  3. В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
  4. Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).

Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.

За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.

Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

О том, как лечить астенический синдром, вы можете узнать из нашей статьи.

Прогноз

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

  1. Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.
  2. Последствия могут развиваться в трех направлениях — ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.
  3. Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.
  4. При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.
  5. Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.
  6. Доктор Комаровский о гиперактивности у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/g/giperaktivnost/u-detej-doshkolnogo-vozrasta-lechenie.html

Особенности лечения гиперактивности у детей дошкольного возраста

Многие родители замечают гиперактивность у детей дошкольного возраста, лечение которой должно происходить только под контролем врача. К тому же лечение должно начинаться только после установления точного диагноза.

Читайте также:  Как воспитывать мальчика 9 лет: советы психолога

Признаки и причины гиперактивности

В медицине эту патологию называют синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Можно выделить ряд ярко выраженных симптомов, которые помогут определить наличие этой особенности у вашего малыша:

  • Ребенок неусидчивый, но не потому, что ему хочется бегать, а просто так.
  • Его слуховое и зрительное внимание рассеянное, он не может сфокусироваться на одном предмете дольше пары секунд, долго слушать ему тоже не под силу.
  • У дошкольников наблюдаются трудности с освоением учебной программы.
  • Малыш нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе.
  • Ребенку трудно расслабиться, он плохо спит и часто не может уснуть.
  • Из-за эмоциональной нестабильности малыш может часто плакать без явного повода.
  • Задержка речи.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают. Если мама заметила эти симптому у своего малыша, то есть смысл обратиться к педиатру. Еще стоит проанализировать возможные причины подобного поведения малыша.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Факторы, которые способствуют развитию патологии:

  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые роды.

Риск развития синдрома гиперактивности возрастает в несколько раз, если во время беременности мама страдала сильным токсикозом и повышенным давлением. Если же врачи диагностировали грудничку внутриутробную асфиксию, то это тоже приближает возможность развития гиперактивности.

На закладку и формирование нервной системы малыша непременно влияет образ жизни беременной мамочки. Не удивляйтесь, когда ребенок будет вести себя не так, как другие его сверстники, если вы всю беременность не жалели себя, тяжело работали, постоянно уставали и при этом баловались вредными привычками.

Предугадать протекание родов достаточно сложно. Если они были затяжными или, наоборот, слишком быстрыми, то возможно у ребенка позже будет обнаружена гиперактивность. Чтобы вовремя диагностировать патологию, нужно до 2 лет регулярно обследоваться у педиатра.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша.

Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя.

Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Малыш с патологией говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения. Активный ребенок тоже много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает, что ему отвечают.

Гиперактивного ребенка уложить спать — колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии. У физически развитого малыша проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивность малыша проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится, в то время как активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации.

Еще такой малыш не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может.

Гиперактивному малышу свойственно затевать драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Особенности общения

Никакие препараты, уколы и терапии не могут вылечить гиперактивность. Эта проблема — бич современного мира. Таблетки могут лишь скорректировать поведение ребенка в день приема медикаментов. Специальные препараты помогут малышу лучше координировать свои движения, снизить импульсивность.

Родители обязаны уделять должное внимание психологической стороне вопроса. Также важно начать лечение в период дошкольного возраста. Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил.

Все умственные и физические нагрузки малыш с отклонениями должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал. Все занятия должны проводиться с перерывами.

Гиперактивному малышу нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет.

В воспитании такого малыша должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора.

Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего гиперактивного малыша такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Забудьте о показательных выступлениях и статических нагрузках. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Родителям необходимо хвалить детей за успехи.

Мама должны приучать своего особенного малыша делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки.

Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых (или что-то другое) — это хорошо. Откладывать поощрение не нужно. Сделал малыш хорошее дело — хвалите тут же.

Но за некультурным и непослушным поведением должно последовать наказание. Нельзя ребенка бить или унижать при посторонних. Просто дома мама может ограничить его в чем-то.

К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Общаясь со своим гиперактивным малышом, мама должна быть предельно спокойной и хладнокровной. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Медикаментозное лечение

Как уже упоминалось, гиперактивность вылечить нельзя, однако немного подкорректировать поведение можно.

После комплексного обследования и установки диагноза врач может назначить специальные стимуляторы. Но прибегать к такому методу лечения нужно при тяжелых формах патологии.

Благодаря им малыш сможет концентрировать свое внимание на определенном предмете, игнорируя отвлекающие моменты.

Среди наиболее популярных препаратов можно выделить:

  • Мелитин;
  • Декседрин
  • Виванс и другие.

Также можно прибегнуть к помощи ноотропных препаратов. Это лекарства, которые оказывают активизирующее влияние на обучение ребенка, его умственную деятельность, улучшение памяти. Также они помогают повысить устойчивость головного мозга к травмам и интоксикациям. К таким препаратам относятся:

  • Фенибут;
  • Кортексин;
  • Пантогам и другие.

Один лишь прием медикаментов должного результата не окажет. С гиперактивностью нужно бороться комплексно. Кроме медикаментозной терапии необходимо прибегнуть к психотерапии и психолого-педагогической корректировке.

Что касается народных средств, то нельзя говорить о том, что народные методы могут полностью справиться с патологией. Они могут выступать как дополнительный инструмент во время корректировки поведения. Мама может заваривать ребенку успокоительные чаи из мяты, мелиссы и ромашки, однако перед тем как давать его малышу, нужно проконсультироваться с врачом.

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины
  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины
  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины
  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Источник: https://roditeliz.ru/preschool/giperaktivnost-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-lechenie-diagnostika.html

Гиперактивность у детей дошкольного возраста лечение

Гиперактивность у детей дошкольного возраста — это проблема от 4 до 20% каждого детского коллектива. Она характеризуется особенным состоянием, при котором ответная реакция на любое внешнее раздражение значительно превышают норму. От обычного активного поведения это состояние отличается тем, что создает проблемы.

Поначалу такое отклонение доставляет много неприятностей только родителям. Затем «неудобные» дети мешают педагогам и воспитательному процессу. После 3-4 лет, когда начинается общение со сверстниками, они сами начинают страдать от неумения сосредоточиться и анализировать простейшие задачи.

При постоянной негативной реакции к поведению таких детей формирование личности будет под угрозой.

Проявления у детей дошкольного возраста гиперактивности

Гиперактивность у детей дошкольного возраста стала довольно частым отклонением. Достаточно остановиться около детского сада во время общей прогулки и понаблюдать за детьми. В этом возрасте они еще не умеют притворяться. Сразу видно, что кто-то ведет себя спокойно, а кто-то — излишне энергичен и суетлив. Нужно ли родителям беспокоиться и применять какое-то лечение или — «само пройдет»?

Такое поведение часто объясняется возрастом и не является патологией. Но и запускать такое состояние нельзя. Привычка вести себя чересчур деятельно может впоследствии стать причиной непонимания со стороны сверстников и педагогов. Распространенными признаками гиперактивности являются:

  • повышенное беспокойство — ребенок постоянно крутится на стуле или стоя на одном месте;
  • постоянное движение везде, где бы он ни находился;
  • нарушения внимания;
  • двигательная активность тогда, когда попросили тихонько посидеть;
  • высокая активность по сравнению с другими детьми ;
  • нетерпеливость по отношению к делам;
  • отсутствие контроля за собственными действиями;
  • импульсивность при принятии решения — сначала делает, потом думает;
  • подпрыгивание на одном месте, если нужно стоять на одном месте, или частые вскакивания со стула, если нужно сидеть;
  • двигательная активность, подчас не имеющая никакой цели и смысла;
  • при невозможности постоянно двигаться проявление через речь: постоянные разговоры, шумное поведение;
  • неспособность заполнить свой досуг тихими играми или чтением.
Читайте также:  Ребенок дерется с родителями и бьет родителей

Обязательно нужно помнить, что мы сравниваем детей не с нами, не с младшими братьями-сестрами, а только со сверстниками. Причем умственное развитие этих детей должно быть примерно на том же уровне, что наше. Иначе мы рискуем поставить неверный диагноз. Изменение поведения — это всегда наличие проблемы.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Как можно количественно выразить гиперактивность дошкольников, чтобы понять смысл изменений поведения? Особенности складываются из следующих факторов:

  1. Около 70% детей проявляют беспокойство по любому поводу.
  2. Приблизительно половина гиперактивных детей страдает расстройством аппетита: это может быть как его отсутствие, так и излишнее потребление еды.
  3. У 70% детей присутствуют устойчивые приемы поведения.
  4. У 50% гиперактивных детей возникают проблемы со сном.

Такое состояние объясняется часто дефицитом внимания, поэтому происходит объединение причины и следствия под аббревиатурой СДВГ. Что расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Под вниманием подразумевается не забота и чуткость по отношению к младшему члену семьи, а способность внимательно выслушать, рассмотреть, сконцентрироваться на каком-либо объекте.

Проблемы при СДВГ

Если дошкольнику поставлен такой диагноз, то обучение простейшим навыкам будет затруднено из-за неумения собраться с мыслями. Какие еще проблемы сопровождают детей, у которых двигательная, речевая активность выше нормы? Можно выделить среди них основные:

  1. Приложение дополнительных усилий для совершения действий, простейших для данного уровня умственного развития. Родителям придется усерднее стараться, чтобы малыш сначала сосредоточился, а затем — выполнил задание. Концентрировать внимание нужно учить с самого раннего детства всех, а не только неуравновешенных детей. Российская педагогическая традиция делает упор на знания детей. А во Франции, к примеру, дошкольников с детства учат быть внимательными и собранными. Это дает плоды при дальнейшем обучении.
  2. Трудности в общении со сверстниками. Коммуникабельность гиперактивных детей нарушается из-за проявления нетерпеливости, неспособности сконцентрироваться. Здесь важно привить простейшие навыки, чтобы была основа хотя бы на уровне привычки. Недопустимо кричать и унижать маленького человека. Это может повредить его взаимоотношениям со сверстниками. Дети часто проецируют отношение к ним в семье на других ровесников или детей помладше.

    Таким образом, вместо просто гиперактивного можно получить агрессивно настроенного дошкольника, который не сможет контролировать свои действия. В этом случае общение будет сопровождаться конфликтами с ровесниками.

  3. Непонимание воспитателей и учителей. Следствием является негативное отношение со стороны взрослых. У детей, которые чувствуют это, но не имеют возможности справиться со своим эмоциональным состоянием, сильно падает самооценка. Следствием такого явления может стать как потеря интереса к учебе, так и желание доказать свое превосходство различными способами. У педагогов часто складывается негативное отношение к гиперактивным детям, поскольку приходится сталкиваться с проблемами.

    Это так называемая категория «неуправляемых» детей, которым очень трудно дается обработка той информации, которую дает воспитатель. Мозг не может справиться с поступающей информацией, поэтому ребенок учится игнорировать то, что говорят ему взрослые.

Родители должны понимать, что любому, у кого повышена активность, будет нелегко в любом коллективе. Нужно будет устанавливать связи и контакты с ровесниками, а также учиться в школе. Поэтому гиперактивность необходимо лечить или хотя бы корректировать при помощи педагогических приемов.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Факторы, вызывающие гиперактивность у дошкольников

По статистике гиперактивность у дошкольников отмечается чаще у мальчиков, чем у девочек. Проявление в поведении импульсивности и чрезмерной активности встречается у мальчиков в 5 раз чаще. Диагноз СДВГ отражается на отношениях со сверстниками и воспитателями. В дальнейшем подобное расстройство сказывается и на учебе.

Конечно, такое состояние легче предупредить, чем лечить. Существуют определенные группы «риска», у которых подавляющее число причин — объективные. В основном, все они связаны с внутриутробным развитием:

  • наследственность, генетическая предрасположенность;
  • повышенное артериальное давление у беременной матери будущего малыша;
  • неправильное развитие во время беременности;
  • кислородное голодание и избыток углекислоты в крови и тканях плода, так называемая асфиксия или удушье;
  • токсикоз, болезненное состояние беременной;
  • внутриутробные инфекции;
  • тяжелые или, напротив, преждевременные роды;
  • сложная экологическая ситуация, вредные факторы на производстве;
  • стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • несбалансированное или недостаточное питание во время беременности;
  • тяжелые заболевания матери во время внутриутробного развития малыша.

Эти причины, в основном, не зависят от целенаправленных действий матери. Например, генетическую предрасположенность невозможно скорректировать. Конечно, нужно внимательно следить за своим здоровьем и понимать, что оно принадлежит уже не только матери.

Существует целая группа факторов, которые могут отрицательно сказаться на здоровье малыша, зависящих от поведения матери. Причины гиперактивности бывают следующими:

  • прием матерью лекарственных препаратов без согласования с врачом;
  • отрицательное воздействие во время беременности на организм: алкоголя, курения, наркотиков;
  • постоянные конфликтные ситуации в семье;
  • необоснованно завышенные требования: в семье со стороны родителей, в детском саду — воспитателей;
  • постоянные нарекания со стороны взрослых.

Уже к 4-5 годам дети сами могут осознавать, что приносит проблемы. Еще хуже, если при возникновении подобных трудностей, начинают ссориться их родители. Дети не просто понимают свою «ущербность». Еще осознают, что являются причиной ссор в семье. Все основные проявления СДВГ могут значительно усилиться.

Он еще больше беспокоится, стараясь понять, что от него хотят. Становится плаксивым или чересчур активным, в надежде разрешить конфликтную ситуацию. Поэтому нужно запомнить, что гиперактивности нельзя давать развиваться. Нужно по возможности сохранять мир в семье. Спорить о методах воспитания можно только в отсутствие детей.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причиныРебенок не слушается

В каком возрасте начинает проявляться гиперактивность

Признаки СДВГ проявляются сразу же после рождения. Сигналы в поведении могут быть следующими: малыш не может сосредоточиться на одной игрушке, его внимание постоянно перескакивает от одного предмета к другому. Он чем-то постоянно обеспокоен. У таких грудничков часто сбиваются биоритмы.

Повышение тонуса мышц, частая рвота также говорят в пользу гиперактивности малыша. При диагнозе СДВГ такие проявления — не случайность. Грудничок бурно выражает свое отношение к любому раздражителю: слишком яркое солнце, тесная одежда. Кстати, такие дети очень не любят одеваться в одежду, которая стесняет их движения. Поэтому часто плачут, когда их одевают.

Некоторые родители просто не замечают, что дети ведут себя не совсем так, как полагается. Это происходит по следующим причинам:

  • родителям малыша не с чем сравнивать, это их единственный ребенок;
  • ввиду своей занятости они просто не замечают постоянного эмоционального возбуждения;
  • родители считают, что ребенок плохо спит, капризничает по их вине, поскольку они не могут успокоить или укачать малыша;
  • думают, что подобное поведение: например, частый плач — норма для малыша.

Из-за вышеперечисленных причин родители начинают замечать его особенное поведение лишь к 2-м годам. В этом возрасте повышенная нервозность или капризность уже не будут казаться чем-то естественным, как у новорожденного. Некоторые дети в этом возрасте уже ходят в детский сад, где появляются регулярные, вынужденные контакты с ровесниками.

Они оказываются внутри межличностных отношений, где проявляются все их психологические особенности. Их поведение со сверстниками уже показатель определенного состояния. Оно может отличаться не только повышенной возбудимостью. Иногда, напротив, дети могут отказываться от контактов и никак не интересоваться происходящим.

Родители должны интересоваться поведением своего 2-х летнего чада в коллективе сверстников. Если активность его непродуктивна, не преследует какой-то определенной цели, то можно посоветоваться с детским психологом.

Обычно подобное поведение предшествует более серьезным проблемам: речевой и двигательной расторможенности. В два года дети могут быть просто непоседливы, их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. В 3 года наступает следующий этап, когда дети формируются как личность. Пытаясь быть самостоятельными, они начинают копировать поведение старших.

Наступает так называемый «кризис трехлетнего возраста». Как может проявляться он у гиперактивного дошкольника? Он не просто больше двигается и говорит, чем все остальные. Своим поведением может мешать другим ребятам.

Проявляются эгоистические наклонности, которые в коллективных играх выплескиваются в конфликтные ситуации. Последовательность действий в подобном состоянии отсутствует, все поступки подчинены импульсу, поведение может быть неадекватным.

Это выражается в чересчур эмоциональном поведении в ответ на любую просьбу или требование взрослого.

В 5-6 лет дети, если никак не корректировать их поведение, могут:

  • перебивать взрослых на полуслове;
  • не обращать внимания на замечания взрослых;
  • перекрикивать ровесников, чтобы добиться доминирующего положения в игре;
  • игнорировать просьбы со стороны как детей, так и взрослых.

Это лишь некоторые грани гиперактивности дошкольников. Их поведение является не всегда следствием плохого воспитания или агрессивности. Мозг не способен вовремя обработать информацию, поэтому он просто не успевает реагировать на реплики или события. Такое состояние болезненно не только для родителей и окружающих людей, но и для самих детей.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Лечение

Для того, чтобы помочь детям преодолеть трудности своего состояния, нужно правильно поставить диагноз. Лучше, если это сделают специалисты, потому что зачастую родители склонны к преувеличению. Обязательная консультация требуется :

  • детского невролога;
  • дошкольного психолога;
  • психиатра.

Возможно, потребуются дополнительные исследования, УЗИ или МРТ головного мозга.

Очень важна при воспитании согласованность действий родителей, родственников (если они принимают активное участие) и воспитателей. Возможно, потребуется терапевтическое лечение, которое включает:

  • прием препаратов, снижающих тревожность;
  • лекарственные отвары из трав, успокоительные чаи;
  • полноценное питание для растущего детского организма.
Читайте также:  Правила поведения зимой для детей: консультация для родителей

Такое лечение приведет к нужному результату только при регулярности терапии. Важен и комплексный подход, при котором совмещается несколько видов лечения. По психологическому воздействию можно выделить несколько правил:

  • строго дозировать эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
  • выделить не отрицательные черты в характере, а положительные качества;
  • свести к минимуму эмоциональные потрясения: строгий запрет на страшные и агрессивные мультфильмы и передачи, несущие тревогу;
  • включить в распорядок дня физические нагрузки;
  • окружить всех членов семьи доброжелательной обстановкой.

Отношения в семье — это главная составляющая успеха в терапии. Для того, чтобы лечение было успешным, необходимо:

  • единое поведение обоих родителей по всем существенным вопросам;
  • частый активный отдых на природе и культурный досуг;
  • запрет на потакание капризам, но большое внимание таким детям;
  • четкая иерархия в семье: муж — глава семьи, мать — помощник и душа семьи, дети — любимые, но не главные члены семьи;
  • запрет на частые наказания;
  • доброжелательная и комфортная обстановка в доме не только для детей, но и для всех членов семьи, чтобы ребенок не стал эгоистом.

Лечение детей с диагнозом СДВГ должно быть пронизано любовью и заботой. Не важно, сколько времени в день вы уделите терапии, гораздо важнее, чтобы ваши дети почувствовали себя нужными и любимыми.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Источник: https://nach-shkola.ru/giperaktivnost-u-detej-doshkol-nogo-vozrasta-lechenie.html

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение синдрома дефицита внимания (СДВГ) у ребенка до года и старше

Детская гиперактивность является серьезным неврологическим нарушением, причины которого многочисленны и могут появиться еще до рождения малыша.

При появлении первых симптомов патологии родителям следует сразу же обратить внимание на проблему и со всей ответственностью подойти к ее решению.

Лечится ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей до года, дошкольного (2-3 года) и школьного возраста, какие методы лечения предлагают врачи, как лечить с помощью препаратов, лекарств и народных средств? Ответы на эти и другие вопросы найдете в нашем материале.

к оглавлению ↑

Причины и симптомы СДВГ

  • Гиперактивность — определенное расстройство головного мозга, при котором происходит чрезмерное возникновение нервных импульсов.
  • Патология проявляется излишней постоянной активностью ребенка, мешающей ему концентрироваться на конкретных вещах, управлять своими эмоциями.
  • Такую повышенную детскую активность специалисты связывают с дефицитом внимания.

Симптомы заболевания могут проявляться с самого рождения (о гиперактивности у грудничков читайте тут). Несмотря на высокую подвижность, у детей можно проследить отставание в развитии.

Признаки патологии младенцев и детей дошкольного возраста:

  • малыш долго не начинает говорить;
  • движения беспорядочны;
  • проблемы с запоминанием;
  • чрезмерная постоянная подвижность, активность;
  • плаксивость, капризность, раздражительность;
  • бессонница.
  1. Гиперактивность не влияет напрямую на умственные способности ребенка в школе, однако в силу заболевания у него может быть низкая успеваемость, проблемы с обучением.
  2. У деток школьного возраста проявляются такие симптомы:
  • заниженная самооценка, излишняя критичность себя;
  • рассеянность, неспособность концентрировать внимание;
  • раздражительность, нестабильное эмоциональное состояние;
  • нарушение координации движений;
  • появление различных страхов, фобий;
  • головные боли, нервные тики.
  • Причины появления патологии кроются еще на стадии развитии эмбриона или при родах:
  • травмы при родах;
  • появление патологий во время беременности;
  • гипоксия (нехватка кислорода эмбриону);
  • преждевременные роды;
  • неправильный образ жизни будущей мамы (употребление алкоголя, сигарет, вредная еда, стрессы, болезни).

Также появление гиперактивности могут спровоцировать негативная атмосфера в семье, жесткие методы воспитания, ссоры, развод родителей, неблагополучный образ жизни.

к оглавлению ↑

Диагностировать гиперактивность самостоятельно невозможно, потому что симптоматика патологии схожа с симптомами многих неврологических заболеваний. Установит точный диагноз только врач.

Первичный осмотр проводится неврологом, психиатром, психологом. Для начала с ребенком просто беседуют, выслушивают все жалобы.

На основании первичного диагноза назначаются более детальные методы обследования:

  • МРТ, ЭЭГ головного мозга;
  • анализы крови, мочи;
  • нейроскопическое тестирование.
  1. После проведения всех необходимых исследований, сбора анамнеза врач принимает решению по методу лечения ребенка.
  2. Что делать, если у детей гиперактивность, как бороться с патологией и можно ли ее снизить у ребенка с помощью препаратов?
  3. Среди медикаментов при гиперактивности у детей обычно выписывают следующие группы:
  • Для улучшения концентрации (Фокалин по 1 таблетке с утра, Викалин по 1 измельченной таблетке три раза в сутки);
  • Для улучшения мозговой деятельности ребенка (Глицин, Тенотен по 1 таблетке под язык два раза в сутки);
  • Антидепрессанты (любые, приобретаются строго по рецепту, Амитриптилин или Саротен по 10 мг в сутки);
  • Ноотропные — для улучшения кровообращения головного мозга (Фенибут по 100-200 мг три раза в день, Фенотропил по 100 мг после еды один раз в день).
  • Точные дозировки, способы применения назначает только врач в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста.
  • Дополнительно выписывают пищевые добавки для улучшения памяти и работы мозга, например, витамин В, цинк, кальций.
  • Медикаменты для лечения выписываются врачом только при осложнениях, в большинстве случаев в терапию входят народные средства, работа с психологом.
  • К наиболее эффективным народным рецептам относятся:
  • Отвар из зверобоя для памяти и улучшения сна. 1 ст. л. травы добавить в 1 ст. кипяченой воды, дать настояться 15 минут, процедить.
  • Отвар из лаванды. 1 ч. л. залить 1 ст. кипятка, настоять полчаса, процедить. Давать ребенку по 1 ст. л. перед сном.
  • Ароматерапия. Добавить в специальную аромалампу масла мяты, лаванды перед сном. Подобная ароматерапия поможет малышу расслабиться и крепко уснуть.
  • Ванна с морской солью и мятой. Во время вечернего купания добавить в ванну пару столовых ложек морской соли, эфирные масла (мяты, лаванды, лимона). Продолжительность купания составляет 15 минут.

Эффективными успокаивающими средствами будут аптечные травы в пакетиках: ромашка, мята, душица. Также в аптеке можно приобрести успокоительное Персен, в состав которого входят различные травы.

Одной из основных частей терапии является работа с детским психологом или психотерапевтом. В сложных случаях данный этап совмещается с медикаментозным лечением, в остальных ситуациях проводится, как отдельное полноценное лечение.

С ребенком проводятся различные упражнения, игры, которые развивают у малыша способность концентрироваться, улучшают работу мозга и памяти, повышают детскую самооценку.

Благодаря моделированию различных ситуаций возможно наладить контакт с родителями и ровесниками, научить ребенка правильному эффективному общению с людьми. При нарушениях речи занятия дополняются работой логопеда.

к оглавлению ↑

Проходит ли гиперактивность у детей с возрастом и нужно ли лечить эту патологию? Без должного лечения и выполнения всех необходимых действий проблема ребенка будет прогрессировать с возрастом.

  1. Постепенно он начнет замыкаться в себе, будут происходить серьезные нарушения психики.
  2. Эта патология не только не проходит самостоятельно, даже развивается, если не обращать на нее внимания.
  3. Без должного лечения малыш рискует вырасти личностью психопатического типа.
  4. Только при полноценном комплексном лечении есть все шансы восстановить благоприятное психическое состояние малыша и избавить его от патологии.
  5. Результат лечения и методы воспитания напрямую повлияют на то, каким вырастет ребенок.
  6. Во время основной терапии и после нее родителями должны выполняться следующие правила для поддержания нормального состояния ребенка:
  • Соблюдать режим, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Для более спокойного сна не грузить ребенка лишней информацией и не играть в активные игры.
  • Следить за полноценным и правильным питанием. Исключить из рациона фастфуд и быстрые углеводы, которые влияют на нервную систему.
  • Устраивать ежедневные пешие прогулки перед сном, стараться больше общаться с ребенком на тему его будничных дней и взаимоотношений со сверстниками.
  • Занять ребенка физической активностью, чтобы ему было куда девать свою излишнюю энергию, помочь подобрать свой вид спорта и регулярно водить на спортивные секции.
  • Не наказывать ребенка, не повышать на него голос, всегда общаться и объяснять все строгим спокойным тоном. Гиперактивные дети особенно остро нуждаются в похвале и поощрении.

к оглавлению ↑

  • Профилактику гиперактивности следует начинать еще во время беременности, соблюдая здоровый образ жизни без вредных привычек.
  • К профилактическим мерам можно отнести следующие принципы:
  • Будущей маме нужно придерживаться правильного питания, проводить регулярные осмотры у врача, избегать любых стрессов.
  • С самого рождения следить за сбалансированным питанием малыша. С самых первых лет у ребенка должно быть достаточный объем физической активности и специальных упражнений.
  • Строго следить за распорядком дня и режимом сна. Для всех видов деятельности должно быть расписание.
  • Стараться больше времени проводить с ребенком и общаться с ним, узнавая его страхи, интересы, желания. Только ежедневный дружелюбный контакт создаст благоприятную атмосферу для развития малыша.
  • Отмечать хорошее поведение ребенка и поощрять его за это. Наказание должно быть строгим и справедливым, без применения физической силы со стороны родителя.
  • С ребенком дошкольного возраста регулярно играть в развивающие игры: кубики, головоломки и другие виды деятельности для концентрации внимания. Ограничивать время за телевизором и компьютером.
  1. Но несмотря на всю серьезность заболевания, гиперактивность возможно полностью вылечить.
  2. Еще больше о гиперактивности у детей и способах ее лечения узнаете из следующего видео-ролика:
  3. При правильном воспитании, благоприятной атмосфере в семье и регулярных занятиях психическое состояние малыша постепенно восстановится.
  4. При должной терапии и внимании к проблеме можно избежать больших психологических травм у ребенка в будущем.

Источник: https://malutka.pro/bolezni/nevrologiya-i-psihiatriya/lechenie-giperaktivnosti.html

Ссылка на основную публикацию