Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Каждый родитель школьника хотя бы раз слышал от него: «Мама, можно я не пойду в школу?». Все мы иногда не хотим куда-то идти, это нормально. Но что делать, если ваш ребёнок изо дня в день отказывается от посещения уроков? Наш блогер, психолог и социальный педагог Светлана Крикунова анализирует возможные причины подобного поведения.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Давайте по порядку. Начнем с начальной школы, первый класс. Утром слезы, идти в школу не хочет. Это бывает редко, но родителей очень волнует. Что это? Страх, непонимание? Возможно, его обижают или нет взаимопонимания с учителем? Причин может быть множество. Возможен и просто каприз. В детском саду было лучше и проще, к саду дети привыкли, школа — это совершенно иная обстановка и требования.

Прежде всего надо поговорить с ребенком и попробовать разобраться, в чем же причина такого поведения. Иногда дети могут что-то выдумывать, например, что в школе плохие дети, что там все плохо, что его бьют, что учительница его наказывает.

Как выявить правду? Надо задавать вопросы, выясняя все в подробностях. Предложить поговорить с учительницей, делать все для решения этой «проблемы». Как правило, дети в таких ситуациях меняют мнения, теряются, и идут на попятную, говоря, что сами во всем разберутся.

Другой разговор, если вы действительно видите следы физического воздействия (синяки, ссадины), но, как правило, такие вещи сейчас школой практикуется крайне редко. Хуже, если ребенок подвергается моральным унижениям, буллингу. С этим бороться надо уже с помощью специалистов. Сейчас будем рассматривать те случаи, в которых родители могут разобраться сами.

Вторая причина кроется в системе адаптации ребенка. Бывает так, что ему тяжело влиться в новый коллектив, сложно перестроится на новую систему жизни. Ведь школа резко меняет всё в его привычном мире.

Уроки, требования, сроки выполнения — этого не было в детском саду. Вместе с непривычной обстановкой возникает неуверенность в себе, в том, что ребенок соответствует собственному новому статусу.

Это влечёт за собой бурю эмоций, которые одолевают ребенка, давят, не дают покоя. Постоянное напряжение выливается в истерику по утрам.

Здесь может помочь пересмотр режима дня, помощь с уроками (именно помощь, а не «папа решает, а Вася сдает»). Часто родители паникуют, что ребенок очень долго сидит с уроками, это выматывает и ученика, и родителей. В подобной ситуации надо смотреть на нагрузку у ребенка, возможно, какие-то предметы даются сложнее, а какие-то проще. Научите ребенка азам тайминга.

Рассмотрим теперь детей различных возрастов. Ведь проблема нежелания идти в школу может возникнуть в любом возрасте (как и нам иногда очень не хочется на работу идти, но об этом в другой статье). Важное значение имеет возраст появления проблемы, а также и то, в какое именно время учебного года это проявляется. Но обо всем по порядку.

Школьники вторых-четвертых классов (иногда до третьего) пока не началась кабинетная система (т.е. путешествие из кабинета в кабинет) живут своим, почти замкнутым кругом. Минимальное взаимоотношение с различными учителями, вроде адаптация уже позади, но это не совсем так. На деле школьные психологи и социальные педагоги знают, что периоды адаптации дети переживают 4 раза за учебный год.

Каждый раз есть период адаптации после летних каникул — одноклассники выросли и изменились, новые учебники, иногда и требования другие. К этому приходится быстро привыкать.

Как правило, родители наблюдают спад интереса к школе в начале октября, а тут и конец четверти не за горами, ухудшается успеваемость, а он/она еще и в школу идти не хочет. Тогда возникает первый конфликт, а порой и прогулы (о которых родителям сообщат сразу же. Родители в ярости, дети в ужасе.

Что делать? Опять же внимательно наблюдаем за ребенком. Смотрим на его загруженность: если после школы у него каждый день секции, потом уроки, а потом еще и репетиторы, то просто посчитайте, сколько времени ребенок проводит за уроками, поездками, сменой лиц, людей.

Поставьте себя на его место, проживите один день так, как живет он. Думаю, на следующий день тоже идти никуда не захочется

Следовательно, пора делать выбор. Иногда выбивают из уже вроде бы устоявшегося ритма и короткие каникулы.

Часто причина в том, что у ребенка в классе какие-то проблемы. Возможно, у него нет в школе друзей и приятелей. Или, наоборот, он в школе в центре внимания и устает от этого. Разговаривайте, выясняйте, спрашивайте. Вы, родители, должны быть в курсе, что происходит с ребенком в школе, чтобы потом не было неожиданных известий, когда что-то исправить будет сложнее.

Когда ребенок уже перешел в среднюю школу, бдительность надо только усилить, ведь переходный возраст — сложное время и для ребенка, и для вас. Чтобы помочь своему подростку, надо быть в курсе происходящего, но тут ждать откровенности от школьника не придется, особенно если взаимоотношения не доверительные. В этом случае лучше обратиться за помощью к психологу и социальному педагогу.

Если отказ идти в школу возник во второй половине учебного года, скорее всего, это усталость. Ребёнку не хватает сил закончить учебный год

Возвращаемся к вопросу о распределении времени, но еще не мешает обратиться к врачам, проследить за питанием ребенка, сколько он спит, сколько делает уроки, много ли времени проводит за компьютером и какие сайты посещает. Вопрос должен решаться комплексно.

Во всех ситуациях, описанных выше, родители играют главенствующую роль. Не забывайте, что мы, взрослые, должны научить наших детей распределять энергию, помогать им адаптироваться. Мы же и только мы должны поддерживать детей в сложные периоды жизни.

Не стоит думать, что учеба в школе сейчас легка и безоблачна, пусть сами разбираются, пока мы деньги зарабатываем. Такая позиция приводит к тому, что проблемы накапливаются. Потом, придя на консультацию с «трудным» подростком, бывает сложно вспомнить с чего все началось. А начаться может с банальной усталости. Не стоит воспринимать все в жутких черных красках.

Иногда решение находится на поверхности и является простым до гениальности. Но главный секрет — это постоянное общение с ребенком на протяжении всей его жизни, тогда проще будет решить любые вопросы, возникающие на пути. Будьте внимательны друг к другу и своим детям.

Источник: https://mel.fm/blog/svetlana-krikunova/78529-chto-delat-esli-rebenok-ne-khochet-idti-v-shkolu

Что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу — полезные советы и лайфхаки

Многие родители вынуждены сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребёнка ходить в школу. Дети просто категорически отказываются просыпаться утром, начинают капризничать и бунтовать. Зачастую это происходит по нескольким причинам. 

Выявить какую-то одну из них трудно. Но всё-таки при должном старании, если тщательно разобраться, можно найти, кто виноват и принять соответствующие меры по прививанию ребёнку желания учиться. Как же это сделать? Об этом речь пойдёт в данной статье. 

Прежде всего, родители должны помнить о том, что столь короткая фраза ребёнка – «Не хочу» может иметь разный смысл.

Однообразие 

Возможно, ему уже просто надоело учиться, так как однообразные занятия (а именно к таковым относится обычная учёба, подразумевающая ежедневные ранние пробуждения и посещение учебного заведения) быстро утомляют любого человека, и тем более ребёнка. 

Если проблема заключается только в этом, то решить её не сложно. Достаточно просто позволить своему чаду пропустить лишь один учебный день. В таком случае можно будет добиться сразу трёх положительных эффектов. 

  • Во-первых, это станет хорошей профилактикой настоящего переутомления. 
  • Во-вторых, ребёнок за этот день, ставший для него «законным выходным», успеет соскучиться по своему классу, по учителю и по самим занятиям. 
  • Ну а, в-третьих, родитель, позволивший немного отдохнуть от школы, в глазах ребёнка станет лучше. 

Замыкание в себе и агрессия 

Если же ученик не просто не хочет ходить в школу, а становится агрессивным и замыкается в себе, то необходимо бить тревогу. Эта проблема гораздо серьёзнее, чем та, что была описана выше.

В этом случае одним только банальным «прогулом» обойтись не получится. Если каждый поход в школу сопровождается слезами, необходимо незамедлительно приступать к поиску причины проблемы.

Чем быстрее она будет найдена и устранена, тем лучше. 

На самом деле причин, по которым ребёнок отказывается посещать школу, может быть много. Рассмотрим наиболее распространённые из них. 

1. Отношения со сверстниками 

Одна из самых частых причин отказа ходить в школу – плохие отношения с одноклассниками. К сожалению, так уж заложено самой природой, что дети довольно часто бывают слишком жестокими. Они не способны видеть ситуацию так же объёмно, как это делают взрослые. Отсюда возникает иная оценка её последствий и собственных действий. 

Сверстники могут издеваться над тем, у кого имеются какие-либо внешние недостатки. Но зачастую всеобщее неприятие возникает из-за какой-то особенности ребёнка и из-за его поведения. Обычно это происходит, когда ученик переходит в новый коллектив. 

В таком случае, как правило, он хочет как-то выделиться, продемонстрировать себя с «лучшей» стороны. Но всё это может быть выражено в искажённой форме. Дети могут просто неправильно понять поведение своего сверстника, сочтут его слишком наглым. Отсюда и появится общая неприязнь к нему.

2. Нежелание учиться

Ещё одна довольно частая причина, по которой ребёнок не хочет ходить в школу – банальное нежелание получать знания. Интерес к учебному процессу может отсутствовать в трёх случаях.

  1. Один из случаев – отставание от школьной программы. Даже самые умные ученики могут приобрести пробел знаний в тех или иных предметах или в каких-либо конкретных разделах той или иной дисциплины. В свою очередь, это может быть обусловлено такими причинами, как болезнь, проблемы в семье, неправильная направленность обучения, несоответствие способностей. 
  2. Другой случай, при котором теряется интерес к учёбе – повышенная любознательность ребёнка и его стремительное развитие. Если он многим интересуется и часто читает школьную и внешкольную литературу, а его родители делают всё для его умственного развития, вскоре он попросту «обгоняет» школьную программу. Как следствие, учебный процесс, проходящий не в домашних условиях, а в школе, становится ему совершенно не интересным. 
  3. И третья частая причина утраты интереса к учёбе – низкие интеллектуальные способности ребёнка. Возможно, он очень старается, но его способности просто не позволяют ему осилить всю учебную программу. В таком случае, рано или поздно у него вообще пропадёт желание учиться. 

Важно! Все родители желают, чтобы их ребёнок учился только на пятёрки, был талантливым и послушным. Но не нужно требовать от детей слишком многого. Необходимо научиться любить ребёнка таким, какой он есть. Нередко желание ходить в школу пропадает из-за того, что родители слишком требовательны. 

Причиной, по которой ребёнок отказывается ходить в школу, может быть учитель, а точнее его характер. Такое часто случается в младших классах. Здесь многое зависит от темперамента самого ребёнка. Так, спокойный и неуверенный в себе ученик может быть просто подавлен властолюбием и энергичностью учительницы. 

А, возможно, наоборот, учитель слишком спокойный, а ребёнок шустрый. В этом случае тоже возникает диссонанс, который приводит к серьёзным проблемам в учебном процессе и, как следствие, вызывает у ребёнка нежелание регулярно посещать школу.

4. Личные проблемы 

Если ребёнок раньше охотно посещал школу, и вдруг внезапно весь пыл, касающийся учёбы, угас, то вполне возможно, что причиной этому стали какие-либо его личные проблемы.

Подростки, например, часто отводят уроки и домашние задания на второй план, когда впервые влюбляются. Первую влюблённость ребёнок, конечно, может переживать по-разному.

Но если нет взаимности, то у него может начаться стресс. 

Обнаружив, что у ребёнка пропал интерес к учёбе, родители должны прежде всего выяснить причину, по которой это произошло. При этом важно учитывать возраст своего чада. 

Первоклассники  

Если ребёнок только-только начал ходить в школу, то скорее всего причина отсутствия желания учиться кроется в плохой адаптации. В семилетнем возрасте наступает кризис, который во многом связан с поступлением в школу. Прежде чем отдавать ребёнка в первый класс, необходимо проконсультироваться с психологом. 

Он поможет определить, готов ли ребёнок к учебной деятельности. Если же он уже посещает школу, но отказывается это делать регулярно, то также следует обратиться к психологу за рекомендациями, которые помогут смягчить процесс адаптации.

Школьники 7-10 лет 

Если, будучи уже во втором или третьем классе, ребёнок отказывается посещать школу, значит, на то есть какие-то серьёзные причины, например, конфликты со сверстниками или учителями.

Также причиной проблемы в этом возрасте может стать слишком большая нагрузка. В таком случае необходимо пересмотреть режим дня своего чада, особое внимание обращая на время сна и бодрствования. 

Подростки 

В подростком возрасте дети чаще всего отказываются ходить в школу. Связано это с кризисом подросткового возраста.

Читайте также:  Воспитание мальчика 4 года психология советы

Ребёнок перестаёт учиться, так как на первый план у него выходит общение со сверстниками и увлечение любимыми занятиями. В таком случае можно попробовать на него повлиять, трансформировав хобби в научный интерес.

К тому же, не помешало бы ему напомнить, что школа – это отличное место для общения с одноклассниками и одноклассницами. 

Лучший способ выявить причину, по которой ребёнок отказывается ходить в школу – спросить у него самого. Но делать это нужно осторожно, чтобы занятие не было похоже на допрос. Он не должен чувствовать, будто из него вытягивают информацию. Если имеется возможность, то можно отправиться в школу вместе с ребёнком и собственными глазами увидеть, где и как проходит учебный процесс.             

Источник: https://nyamkin.ru/advice/chto-delat-esli-rebyonok-ne-hochet-hodit-v-shkolu

Ребёнок не хочет ходить в школу: советы психолога

Ребёнок отказывается ходить в школу: что делать, причины проблемы

С наступлением учебного года многие родители сталкиваются с этой проблемой и не знают, что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу. Причины подобного поведения могут быть самыми различными. Каждый случай индивидуален, поэтому важно разобраться, из-за чего он отказывается посещать учебное заведение и получать новые знания.

Степень серьёзности проблемы

Когда ребёнок сообщает маме и папе, что не желает идти в школу, его слова могут иметь разную смысловую окраску. Необходимо разобраться, в чём дело. Иногда даже любимое занятие надоедает, если его приходится выполнять ежедневно. Ведь взрослым тоже не всегда хочется идти на работу или заниматься домашними делами.

Если он устал от «обязаловки», особой проблемы здесь нет. Психологи в этом случае советуют оставить чадо дома на денёк, одобрив «прогул». Подобное поведение позволит получить следующие бонусы:

  • У ребёнка не возникнет переутомления;
  • Родитель, так сказать, заработает дополнительные баллы как тот, кто любит и балует;
  • Ребёнок получит возможность соскучиться по одноклассникам и учителю.

Проблема является гораздо более серьёзной, если сын или дочка изменились, стали более агрессивными или замкнутыми.

Когда ребёнок под любым предлогом отказывается посещать школьные занятия и стремится прогулять уроки, пора бить тревогу.

Подобные факторы свидетельствуют о том, что нужно срочно принять меры: найти и ликвидировать настоящую причину нежелания учиться. Чем скорее удастся с этим разобраться, тем меньше пострадает психика сына или дочки.

Причины нежелания ходить в школу

Их не так много, но родителям нужно понять какая именно причина мешает в их случае, и принять своевременные меры. Если пустить ситуацию на самотёк, можно создать серьёзные проблемы своему чаду.

Трудности в общении с одноклассниками

Дети нередко бывают жестокими. Они не способны взглянуть на ситуацию с нескольких сторон, как взрослые. Так, они не могут объективно оценить своё поведение и понять, какие оно может иметь последствия.

Издевательства одноклассников могут быть обусловлены разными причинами. Иногда это какие-то внешние недостатки или закомплексованность. Порой дети не хотят дружить со своим сверстником из-за его сложного характера или неадекватного поведения.

Когда ребёнок входит в новый коллектив, ему обычно хочется показать себя с самой лучшей стороны. Если он боится непринятия, то, как бы идёт на опережение, защищаясь нападением. Подобное поведение является неосознанным и часто имеет искажённую форму. Ребята могут не понять такой наглости и начать травить в ответ.

Чаще всего опасается непринятия тот ребёнок, которому это уже хорошо знакомо. Как правило, это дети, которые сталкиваются с таким отношением к себе в собственной семье. Например, кто-то из родителей не уважает его, может себе позволить ударить или оскорбить, демонстрирует неприязнь.

Если сын или дочка конфликтует с одноклассниками, важно как можно быстрее разобраться в причинах раздора. Возможно, ребёнок и сам неправ, но не стоит торопиться его обвинять. Вполне возможно, что он боится наказания и специально искажает картину. Необходимо внимательно выслушать каждую из сторон и лишь потом принять решение.

Неинтересно учиться

Обычно дети очень любопытны. Это такие маленькие почемучки, которым хочется знать всё на свете. Если пропадает интерес к обучению, то, как правило, это возникает в таких случаях:

  • Школьник получил пробел в знаниях, отстав от программы. Подобное может произойти даже с умным и развитым ребёнком. Например, из-за проблем со здоровьем или по причине семейных обстоятельств.
  • Иногда учебная программа не успевает за ребёнком, который интересуется новостями, уделяет много времени чтению. Такие дети вырастают из старой программы, как из старой формы.
  • Способности школьника просто не соответствуют общей направленности обучения, или его слабые интеллектуальные задатки являются преградой для адекватного восприятия информации. Он старается, но у него плохо получается. Он не в состоянии осилить школьную программу на достаточном уровне, из-за чего мотивация учиться исчезает.

Антипатия преподавателя

Нередко нелюбовь к школе объясняется диссонансом темперамента ученика и учительницы. Чаще всего подобная ситуация возникает в начальных классах. Например, крикливый и властный преподаватель способен подавлять робкого ребёнка с низкой самооценкой. Если же учитель слишком спокойный, ему может оказаться не под силу наладить контакт с шустрым шалуном.

Подобные проблемы обычно приводят к плохой успеваемости, а потом к исчезновению всякого интереса к учёбе. Необходимо знать и понимать темперамент ребёнка. Если сын или дочка — непоседа с первых дней жизни, нужно быть готовым к тому, что такой ребёнок потребует к себе гораздо больше внимания, нежели уравновешенный и спокойный ученик.

Следует знать, что гиперактивные дети:

  • Не признают авторитетов;
  • Отличаются необузданным любопытством;
  • Легко переключаются с одного дела на другое.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить их концентрироваться на чём-то одном продолжительное время. В школе ему этот навык очень поможет. Конечно, задача не из лёгких, понадобится проявить смекалку и пустить в ход всю свою фантазию, чтобы добиться желаемого результата. Иначе попытки заинтересовать ребёнка учёбой не увенчаются успехом.

Другие причины

Переживая первую влюблённость, сын или дочка нередко отказывается ходить в школу. Делать с ребёнком в этом случае ничего не надо. Отсутствие взаимности в любви кроха переживёт, хоть это и окажется для него большим стрессом. Родитель может лишь попытаться объяснить маленькому человечку, что в жизни так бывает, и любовная неудача — вовсе не повод избегать посещения школьных занятий.

Бывает, что виной всему неурядицы в семье. Если мать и отец разводятся или кто-то из них умер, это всегда воспринимается крохой как большая трагедия. Из-за семейных проблем у него могут опуститься руки. Мотивация к обучению может пропадать вследствие отсутствия должного внимания и контроля со стороны родителей. Так, не чувствуя поддержки от взрослых, ребёнок не хочет ходить в школу.

Что делать с причинами подобного плана — вполне понятно: необходимо начать уделять внимание ребёнку, чтобы он чувствовал себя важным и нужным. Будет нелишним посетить детского психолога, если в семье тяжёлая обстановка. Когда отец и мать постоянно ссорятся, это неминуемо влияет и на ребёнка, который невольно получает стресс.

Если он связался с плохой компанией, и при этом нет никакого контроля со стороны матери и отца, ситуация может оказаться очень тяжёлой. Здесь вина взрослых налицо.

Что делать родителям?

С чем бы ни было связано нежелание отправляться на занятия, начать лучше всего с обычной беседы. Стоит поговорить с крохой в непринуждённой обстановке. Допустим, можно пригласить ребёнка прогуляться по парку или покататься на аттракционах. Детям проще идти на контакт, когда у них хорошее настроение.

Если чадо упорно отказывается говорить о школе, что бы ни делал родитель, всё равно не стоит давить на него. В этой ситуации следует попытаться выведать нужную информацию у учителей или одноклассников. Будет нелишним поговорить с классным руководителем, прислушаться к его рекомендациям.

Нередко дети доверяют преподавателям гораздо больше, чем собственным родителям, охотно делясь с любимой учительницей самым сокровенным. Получив необходимую информацию, важно быть с ней осторожным, чтобы ребёнок не смог понять, где произошла «утечка». В противном случае он будет считать преподавателя предателем и перестанет ему доверять.

Родители обычно стремятся отдать кроху в самую престижную школу, не понимая, что нужно выбирать не учебное заведение, а учителя. В особенности если это младшие классы. Если ученик и преподаватель будут подходить друг другу по темпераменту, им будет проще наладить контакт. Когда ребёнок симпатичен учительнице, она всегда найдёт способ, как ему помочь при отставании от школьной программы.

Педагогический коллектив имеет огромное значение. Если к ученику относятся с уважением, воспринимают его как индивидуальность, учитывают личностные особенности, он непременно будет любить свою школу и стараться хорошо учиться.

Совет психолога: заинтересовать ребёнка учёбой проще простого, если он воспринимает школьный коллектив как родную семью и комфортно себя ощущает в своём учебном заведении. Когда он отказывается обучаться из-за проблем в отношениях с преподавателем, стоит поискать отзывы о школах своего района. Возможно, лучшим решением окажется просто забрать документы и подыскать другого педагога.

Если он отстал по какому-то предмету, стоит нанять репетитора или позаниматься с крохой самостоятельно. Когда у него начнёт получаться, он почувствует себя значимым, и у него возрастёт мотивация к новым свершениям. Одарённого ребёнка рекомендуется отдавать в профильные школы, где учебная программа усложнена.

Не стоит расстраиваться, если репетитор не сумел помочь крохе. Скорее всего, у него другие способности. Следует ориентироваться на ту деятельность, которая нравится сыну или дочке. Существует множество профессий, и среди них непременно найдётся та, в которой отпрыск сможет проявить свои способности на все 100%.

К первой влюблённости тоже не стоит относиться поверхностно.

Разговаривая с ребёнком, которого отвергли, нужно ему объяснить, что в жизни всё меняется, и совсем скоро настанет такой момент, когда он будет хохотать над произошедшим.

Можно поплакать вместе с ним, отвлечь его на что-то. Чаще всего школьная любовь не переходит в серьёзную любовь, поэтому необходимо это просто пережить. Возможно, стоит сходить к детскому психологу.

Полезные советы

Прежде всего родители должны усвоить, что ребёнок имеет полное право тревожиться. Им следует искренне интересоваться жизнью своих детей, спрашивать, какие предметы ему больше нравятся, а какие даются с трудом и почему.

Важно задавать вопросы не только о полученных отметках, но также ещё и о том, за что они были поставлены, доволен ли ребёнок результатом, какие чувства он испытал при получении балла — радость, гордость, гнев, стыд, разочарованность? Умение проговорить собственные эмоции — полезный навык, который обязательно пригодится ему в будущей жизни.

Дети должны понимать, что чего-то не знать — это нормально. И стыдиться здесь совершенно нечего. Пускай он смело сообщает о том, что у него возникли сложности с выполнением задания, или он просто банально устал. Большинство современных школьников сегодня перегружены.

Взрослые часто не воспринимают проблемы своих ребятишек как нечто несерьёзное. Тем не менее важно научиться их не обесценивать. Одновременно с этим не стоит раздувать из мухи слона, если в дневнике появилась плохая оценка.

Если кто-то из одноклассников дразнит ребёнка, не следует поспешно связываться с родителями обидчика. В такую ситуацию можно вмешаться лишь тогда, когда сын или дочка уже точно не сможет справиться в одиночку. Если постоянно пытаться решать проблемы чада, ребёнок вырастет несамостоятельным и не сможет за себя постоять во взрослой жизни.

Если мысль о том, что нужно идти в школу, наводит на ребёнка ужас, и он всячески пытается избежать этого, важно поговорить с ним и постараться узнать, что произошло. Это первый шаг на пути к решению проблемы.

Читайте также:  Как правильно воспитать сына без отца

Узнав истинную причину, следует принять меры, учитывая особенности сложившейся ситуации.

Для каждого ребёнка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к неприятностям крохи.

Источник: https://OurKids.ru/metodichka/sovety/ne-khochet-v-shkolu/

Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?

В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.

Если в школу не хочет идти первоклашка (6-7 лет), скорее всего проблема заключается в крайне болезненной адаптации к школе. В 7 лет наступает очередной возрастной кризис, связанный в том числе и с поступлением ребенка в школу.

Если же ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать очень тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках. Это может произойти в случае, если учебная деятельность ещё не стала ведущей – ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в 3-6 лет.

Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только малышу исполнилось 7 лет. Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в 1 класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности.

Лучшая проверка малыша на готовность к школе – его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?».

Если ребенок учится в первом классе и отказывается ходить в школу, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации.

Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия и, обсудив вопрос с администрацией школы, освободить ребенка от некоторых предметов. Пусть лучше малыш отдохнет, поиграет, так адаптация к школе будет проходить менее болезненно.

Отдых и игра – обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Если в школу не хочет идти ребёнок младшего школьного возраста (7-10 лет), то это вызывает наибольшую тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность – это значит, что ребенок развивается именно через школьное обучение. Если этого не происходит, значит внутри ребёнка происходит что-то, что мешает ему самореализовываться.

Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, даже возможен буллинг – школьная травля. Обычно в младшей школе буллинг носит физический характер, если речь идет о затяжном конфликте с одноклассниками. Также возможен и буллинг со стороны учителя – например, если педагог позволяет себе психологическое насилие в адрес учеников (обзывает, унижает, сильно давит).

Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка 7-10 лет может быть слишком высокая нагрузка как в школе, так и на дополнительных занятиях. В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты.

Обратите внимание и на режим сна и бодрствования – конечно, если малыш вынужден делать домашнее задание до часу ночи, он просто не высыпается, что и вызывает у него вполне логичное желание остаться дома в теплой постельке.

Подростки (11-16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу. Но обычно они не ставят родителей в известность о своем нежелании и просто прогуливают.

С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестаёт быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками.

Подросток развивается через постоянную коммуникацию со сверстниками – тинейджеры постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, они пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями.

Учёба совершено не вписывается в их поле интересов – о каких косинусах речь, когда вокруг столько ровесников? Это нормально, но замотивировать подростка ходить в школу все же возможно. Во-первых, школа – это отличное поле для коммуникации с одноклассниками, там можно выбирать себе компанию по вкусу, общаться с ребятами из разных классов. Ничего страшного в том, что мотивация к посещению школы не будет именно учебной, нет, важно просто не отвернуть подростка от школы.

Во-вторых, тинейджерами часто движет любопытство. Попробуйте трансформировать хобби ребенка в научный интерес.

Например, информатика отлично демонстрирует создание компьютерных игр, биология – изменения в теле самого подростка, которые его сильно волнуют, литература – предмет, в котором много внимания уделяется именно проблеме отношений, столь важной для тинейджеров.

Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу пропадает. Буллинг является серьёзной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо срочно принимать меры.

Тем не менее еще одной общей и очень важной причиной нежелания посещать школу для детей всех возрастов является семейная ситуация. Если ребенок недополучает внимания родителей, то ему больше захочется провести день с мамой и папой, чем сидеть за партой и решать уравнения. Поэтому обязательно разговаривайте с ребенком, спрашивайте, чем вызвано его «мама, я не хочу в школу!».

Если ребенок честно вам ответит, что хочет просто побыть с вами, возможно, стоит разрешить ему пропустить один учебный день. Для его развития гораздо важнее будет удовлетворить потребность в общении с родителями – погуляйте, поиграйте, просто поговорите по душам. Проводите с детьми больше времени, искренне интересуйтесь их жизнью, и тогда вам удастся избежать этой проблемы.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики.

Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/moj-rebenok-ne-hocet-hodit-v-skolu

Что делать, если ребенок не хочет идти в школу: 10 подсказок для родителей

Вторая половина учебного года только началась, а ваш ребенок уже готов разреветься от одной мысли об учебе? Не волнуйтесь!

Причина не всегда кроется в банальной лени. Нежелание идти в школу может возникнуть из-за конфликтов с одноклассниками, неприязни к преподавателю, плохих оценок по некоторым предметам… В таких ситуациях детям особенно нужна поддержка со стороны семьи.

Как действовать родителям, чтобы школа перестала быть детским кошмаром, рассказал Илья Ланцман, основатель сети частных школ Lancman School.

Каждый иногда вынужден заниматься не самым любимым делом, но взрослая жизнь учит нас терпению и стойкости.

В школе почти так же, но с одним важным отличием: всегда можно сделать работу над ошибками. Следует помнить: как родитель, вы можете изменить текущее положение дел. Школьные сложности чаще всего разрешимы: за вами остается выбор. Можно побеседовать с педагогами, перевести малыша в другой класс или даже школу.

Споры с ребенком — точно не выход.

Больше всего заблуждаются взрослые, которые не воспринимают недовольство ребенка всерьез. Незначительные, на первый взгляд, переживания нередко приводят к серьезным последствиям: снижению успеваемости, отчуждению, комплексам и т.д.

Причиной может оказаться обычная двойка в дневнике или насмешки одноклассников.

Ребенок часто задирается? Надо искать предпосылки, а не отправлять его делать уроки.

Понимание и поддержка очень важны, тем более в вопросах, связанных со школьниками. Позвольте своему ребенку выплакаться и воздержитесь от нравоучений.

Дайте ребенку понять, что вы верите в него, слушаете его и готовы прийти на помощь, что бы ни случилось.

Если вы видите, что малыш пришел из школы в подавленном настроении, не стоит сразу навязчиво спрашивать, что произошло.

Лучше просто провести день, как обычно, чтобы у ребенка появилась возможность отвлечься и расслабиться. А о причине его беспокойства можно невзначай спросить, читая книгу перед сном. В спокойной обстановке ребенок, скорее всего, сам захочет поделиться своими переживаниями.

Попробуйте следовать методике Гиппенрейтер: слушайте, параллельно повторяя суть озвученных вопросов. Здесь нужен не вопросительный, а именно утвердительный тон. Ребенок увидит, что вы с ним соглашаетесь, и почувствует себя увереннее.

Этот несложный прием позволит вам узнать много нового об учебном заведении вместо очередного крика «не пойду в школу».

И главное — выяснить истинную причину нежелания чада идти на занятия.

Все может ограничиваться неудачной шуткой преподавателя или слишком жестким замечанием. Ребенок может трактовать по-своему даже такие клише, как «А голову ты дома не забыл?» или «Уши оторву!».

Школьник нуждается в понимании и участии родителей. Не нравится еда в столовой — дайте ему домашний обед с собой. Его пугает парта, разрисованная черепами? Пообещайте заменить ее.

Нужно проанализировать ситуацию, взвесить все плюсы и минусы на семейном совете.

Согласитесь, в жизни школьников часто имеют место серьезные проблемы: полное непонимание учеником слов учителя, травля, непринятие. В подобных случаях родителям следует беспокоиться о детской психике и душевном состоянии.

Если ребенку действительно очень тяжело, задумайтесь о переводе в другое образовательное учреждение.

Худшее, что можно сделать, — встать на сторону школы. Звучит банально, но ребенок порой ожидает от вас таких слов: «Не в оценках дело. Не расстраивайся, главное — живой и здоровый». Вы для него — самый верный на свете друг, обязанный защищать его. Иногда даже от школьного учителя, который кажется злейшим врагом.

Если малыш не справляется с учебной программой, постарайтесь не говорить ему о том, какой он несамостоятельный и вообще непутевый.

Учитесь помогать ему, даже в мелочах.

Именно такая цифра была озвучена президентом Ассоциации детских психологов Александром Кузнецовым. Действительно, педагог часто давит на ученика. Поэтому в случае подозрений стоит заглянуть в кабинет учителя, а лучше — сразу обратиться к классному руководителю.

Однако не спешите нападать, кричать и бросаться с обвинениями. Отдавайте педагогам должное, ведь в столь непростой профессии им приходится очень туго. Расскажите о волнующей вас проблеме честно. Если учитель — профессионал своего дела, он не станет отметать любые ваши претензии и попытается наладить контакт с вашим ребенком.

Представьте себе картину: разгневанная и готовая на подвиги мама молниеносно влетает в кабинет, держа в голове заранее подготовленную речь, а в итоге… Просто интересуется, правду ей сказал ее ребенок или нет. Учитель разводит руками.

Все заканчивается тем, что мать, которая шла в школу совершенно за другим, уже внимательно слушает замечания ненавистного учителя.

И каково же будет вашему чаду, если он осознает, что теперь ему вообще негде прятаться от собственных страхов?

Именно по этой причине такие беседы должен вести человек, не ломающийся под гнетом школьного потолка, как тростинка. Разберитесь в себе, прежде чем предаваться эмоциям, чтобы в результате не чувствовать себя неловко перед самим собой и сотрудником школы.

Да и вообще — лучше поручить эту встречу папе ребенка.

Очевидно, что в школе ребенок будет часто сталкиваться с разными трудностями. Но там есть и много хорошего, не правда ли?

К примеру, если малыш переживает из-за троек по математике, напомните ему, что по окружающему миру он лучший во всей параллели.

Страх перед главным задирой не дает покоя? Скажите ребенку, что его лучшие друзья всегда придут на помощь.

Научите его искать плюсы в любой ситуации. Это полезно не только в школе, но и в жизни!

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/chto-delat-esli-rebenok-ne-khochet-idti-v-shkolu-10-podskazok-dlya-roditelei.htm

Что делать, если ребенок отказывается ходить в школу

Содержание:• Почему ребенок отказывается ходить в школу?• Как реагировать?• В школе.• Страх или беспокойство?• Программа дня.• Профилактика школьной тревожности.

Когда ребенок начинает отказываться ходить в школу и это продолжается в течение нескольких дней или недель, родителям необходимо понять, чем вызвано это нежелание и принять меры для нормализации ситуации.

Читайте также:  Непослушный ребенок: причины непослушания

У ребенка просто может быть временное желание пропустить школу. Однако не воспринимайте все легко, если это чувство сопровождается симптомами заболевания (боль в животе, тошнота, головная боль) или если ребенок кажется тревожным или подавленным.

Возможно, так он маскирует свой страх. При этом важно не заставлять силой или угрозами посещать уроки, так как это может увеличить страдания.

Роль родителя в этой ситуации — попытаться понять причину отказа и побудить ребенка справиться со своими страхами.

Почему ребенок отказывается ходить в школу?

Есть много причин для отказа ходить в школу. Это может быть комбинация факторов, которые накапливаются, например, отсутствие уверенности в себе или плохие отношения с одноклассниками. Вот наиболее распространенные причины:

  • Ребенку трудно расставаться с родителями из-за страха, что с ними может произойти несчастье.
  • У него проблемы с другими детьми.
  • У него возник конфликт в школе, а он не знает, как его решить.
  • Над ним издеваются в классе.
  • Ему не хватает уверенности в себе или он боится неудач. Он не хочет делать ошибки, боится подвергнуться критике, пропустить экзамен.
  • У него трудности с обучением и он не знает, как их преодолеть.
  • Слишком высокие требования родителей или учителей.
  • Его родители недовольны оценками.
  • Ему трудно адаптироваться к изменениям (новая школа, долгая болезнь).

Как реагировать?

Отказ ходить в школу может произойти в любое время. Если это случится с вашим ребенком, вот что можете сделать, чтобы помочь ему в это трудное время:

  • Прежде всего, настаивайте на том, чтобы ребенок посещал школу. Не думайте, что его беспокойство исчезнет само по себе. Скажите, что нормально чего-то бояться и что он способен противостоять своим страхам, а вы поможете ему.
  • Попытайтесь выяснить причину беспокойств ребенка и помогите справиться с эмоциями. Важно не высмеивать его и не отрицать его страхов.
  • Целесообразно установить время, к которому он будет готов поговорить о своих страхах. Перед разговором важно успокоить его.
  • Помогите ему найти способы расслабиться и научите управлять своими эмоциям. Если риск какого-либо заболевания был исключен, не уделяйте слишком много внимания его жалобам о физическом недомогании.
  • Попытайтесь негативные мысли заменить на позитивные. Например, напишите на листке бумаги, что ребенок может делать в школе (например, узнать новые вещи, подружиться с кем-то и т. д.).
  • Награждайте ребенка, когда ему удается противостоять страхам. Для этого можете установить положительную систему подкрепления, давая ему, например, лишние 5 минут на мультфильмы или угощение каждый раз, когда он готов идти в школу вовремя. Не забудьте сказать, что гордитесь им.
  • Старайтесь сохранять спокойствие. Если проявляете беспокойство, стресс или разочарование, рискуете еще больше напугать ребенка.
  • Когда говорите с ним о школе, будьте уверены, что не оставляете места для сомнений. Например, скажите: «Приготовь портфель к школе», а не «Собрал ли ты портфель?». Используйте «когда» вместо «если»: «Когда ты будешь завтра в школе», а не «Если завтра будешь в школе».
  • Если не можете отправить ребенка в школу, сделайте исключение и проведите этот день вместе. Не разрешайте просмотр телевизора, видеоигры или любую другую приятную деятельность. Попросите его сделать домашнее задание. Но это должен быть единичный случай, не позволяйте ситуации затягиваться.

В школе

  • Если ребенок обычно ходит в школу один, но сейчас не может, пойдите вместе с ним. Однако в первый день проводите его до школы, затем до угла школьной улицы и так далее.
  • Когда доведете ребенка до школы не затягивайте с прощанием. Предупредите его заранее, что как только будете на месте, вы обнимете его, а затем вы уйдете.
  • Поговорите с классным руководителем и руководством школы, чтобы понять, что происходит и какой выход из ситуации можно найти.
  • Если считаете, что над ребенком издеваются, сразу обратитесь к учителю или директору школы.
  • Если ситуация не меняется, обратитесь к врачу или школьному психологу, чтобы найти источник проблемы и ее решение.

Страх или беспокойство?

Страх — это нормальная реакция на реальную опасность (например, пожар). Затем тело мобилизуется, чтобы противостоять конкретной угрозе.

Между тем тревога — это нормальная эмоция в ответ на ощущение опасности (например, чтобы представить, что существует опасность возникновения пожара), но организм реагирует так же, как в случае страха.

Тревога становится проблемой, когда провоцирует преувеличенную реакцию, ее трудно контролировать, она длится определенное количество времени и побуждает ребенка избегать определенных ситуаций. То есть, когда это влияет на повседневную нормальную жизнь.

Если считаете, что ребенок испытывает беспокойство и что оно продолжается, несмотря на ваши вмешательства, возможно, что он страдает от тревожного расстройства. В этом случае не стесняйтесь обращаться к врачу или к психологу.

Программа дня

Если ребенок отказывается ходить в школу, он будет чувствовать себя увереннее, если будет установлен ряд правил и ограничений. Вот несколько советов:

  • Не собирайтесь утром впопыхах, чтобы не создавать дополнительный стресс. Процесс сбора должна быть одинаков для обоих родителей.
  • Установите четкий график (написанный или с рисунками) различных этапов утренних сборов, на каждое действие должно быть отведено какое-то количество времени. Можете использовать таймер, если это необходимо.
  • Удостоверьтесь, что ребенок ложится спать в одно и то же время и хорошо высыпается.
  • На воскресенье планируйте веселый день и тихий вечер.

Профилактика школьной тревожности

Несколько рекомендаций, которые позволят снизить риск возникновения школьной тревожности и облегчат го адаптацию к школе:

  • За несколько недель до начала учебного года установите определенный режим дня.
  • Кроме того, давайте ребенку посильные домашние задания, например, сбор игрушек вечером или помощь по дому.
  • Предоставляйте ему все больше свободы. Например, пусть он сам выбирает одежду, одевается, убирает тарелки со стола и т. д.
  • Помогите ребенку расслабиться, выполняя дыхательные упражнения. Приучите его к кратковременным периодам отдыха без шума.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Ставьте ему цели, которых он может достичь.
  • Познакомьте ребенка с будущими одноклассниками, возможно, он с кем-то подружится еще до школы.

Источник: https://ru-poleznye-sovety.info/roditelyam/chto-delat-esli-rebenok-otkazyvaetsya-khodit-v-shkolu.html

Школьники "ленивой мамы": ребенок не хочет ходить в школу

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Наши друзья — издательство Эксмо — предоставили нам эксклюзивный материал на эту тему из книги психолога Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».

Дано: ребенок, любим, обласкан. Ответственные родители к школе его готовили заранее и по всем правилам. Школу выбрали самую лучшую, учитывая максимум критериев. Прекрасный учитель, к которому привели рекомендации знакомых и счастливый случай. 

Было много тревог: «Поступит – не поступит?», «Возьмут – не возьмут?», «Попадем к этому учителю или нет?» И вот, наконец, вся неопределенность позади, все случилось наилучшим образом. Как говорится, учись – не хочу… 

И ведь реально не хочет. Не хочет идти в прекрасную школу к прекрасному педагогу.  

А почему он, собственно, должен туда хотеть? 

И еще вопрос: «А вам, родители, всегда хочется на работу?» При воспитании детей я всегда провожу аналогию с взрослой жизнью. Это даже проще, чем пытаться поставить себя на место ребенка. И хорошо проясняет ситуацию.

Да, мне тоже не всегда хочется на работу. Но надо. Причем, надо не вон тому сферическому коню в вакууме, а мне самой. Работа приносит мне деньги, деньги обеспечивают удовлетворение потребностей.

То есть, у меня есть материальная мотивация к работе.

А еще бывает так, что работать – нравится, что от работы душа поет и хочется творить. Например, когда я получаю одобрение, признание, благодарность. Или вижу результаты своего труда, и они меня радуют. Это нематериальная мотивация.

А еще бывает так, что проект изначально не приносит ни прибыли, ни признания, ни ощутимых результатов… Но есть убеждение, что через определенный промежуток времени все старания и вложения окупятся. И тогда будут и деньги, и признание.

Это мотивация через понимание перспективы, или перспективная мотивация.

Какая есть мотивация к учебе у вашего ребенка? Получает ли он одобрение, признание? Есть ли у него удовлетворение от результата? Есть ли понимание, для чего ему нужно ходить в школу? Значимо ли это для него?

Помогите ему осознать ценность образования, понять, для чего он учится и как ему это пригодится в дальнейшей жизни. Спросите, чего ребенок хочет для себя в будущем. А потом покажите, как учеба поможет достигнуть желаемого. 

  • – Хочу быть летчиком.
  • – Тогда тебе очень нужны знания физики и математики.  
  • – Хочу быть врачом.
  • – Тогда тебе необходимы химия и биология. 
  • – Хочу стать директором международной сети ресторанов. 
  • – Тебе очень пригодятся математика, обществознание, английский. 

То есть мы создаем перспективную мотивацию. Такой подход сработает, когда у ребенка уже есть конкретная цель.

«Хочу быть бизнесменом и зарабатывать много денег» – цель менее конкретная. Создать перспективную мотивацию тут сложнее. Но и в этом и в других случаях можно не выделять какой-либо отдельный предмет. Важно формировать ценность не отдельных предметов и знаний, а самого процесса обучения. Потому что в процессе обучения неминуемо происходит развитие. 

Реальность такова, что далеко не вся информация, полученная в процессе обучения, когда-либо пригодится в жизни. Навык вычисления площади криволинейной трапеции, например, оказался совершенно невостребованным в моей нынешней профессии.

Но я за это на школу не в обиде.

Ценность обучения не в том, чтобы получить некий объем знаний, а в том, чтобы выработать навык обработки информации, развить память, речь, логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи. 

Мне очень нравятся слова Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Заучивание аксиом тренирует память.

Доказательство теорем развивает способность логически обосновывать свою точку зрения, убеждая оппонента. Применение формул помогает выстраивать аналогии и адаптировать чужой успешный опыт под свои актуальные задачи.

Решение задач про трубы в бассейне, в которых вода втекает и вытекает, – это подготовка мозга к решению других жизненных задач. 

Про семейный бюджет, например, или рентабельность бизнеса – там тоже деньги втекают и вытекают… В любом школьном предмете можно найти пользу для себя. Конечно, вы можете начать спорить и доказывать, что школьная программа избыточна, что многие изучаемые факты не несут практической пользы для жизни. Что лучше бы детей учили… (вставить нужное, на ваше усмотрение). 

Только при таком подходе вы не сможете повысить мотивацию на учебу у своего ребенка. Да, традиционная общеобразовательная школа – это не идеальный вариант получения образования, не самая развивающая среда. Но если ваш выбор все-таки пал на эту форму получения образования, имеет смысл концентрироваться на ее сильных сторонах, а не критиковать систему при ребенке. 

Ваша задача – формировать культ образованной личности, а не создавать в душе ребенка когнитивный диссонанс: «Родители критикуют школу, рассказывают, как им самим было плохо в школе, и при этом принуждают меня в нее ходить и строго спрашивают за оценки. Где логика?» Важно выработать в семье единое мнение относительно школы, чтобы не допускать расхождений во взглядах мамы и папы на учебу ребенка. 

Папа транслирует ребенку мысль, что оценки в школе вообще не главное, что троечники лучше устраиваются в жизни, чем отличники, а учителя все неудачники, потому что нормальный человек за такую зарплату работать не будет. 

Источник: https://nnmama.ru/content/ucheba/informacya-dlya-roditeley/shkolniki-lenivoi-mami/

Ссылка на основную публикацию