Особенности гендерного воспитание дошкольников

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики.

С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе.

Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Особенности гендерного воспитание дошкольников

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Особенности гендерного воспитание дошкольников

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Особенности гендерного воспитание дошкольников

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

Особенности гендерного воспитание дошкольников

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

Особенности гендерного воспитание дошкольников

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/vospitanie/gendernoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Правила воспитания по гендерному признаку

Особенности гендерного воспитание дошкольников

С самого появления младенца на свет каждый родитель старается воспитывать его в соответствии с качествами, присущими тому или иному полу. Девочки должны быть нежными, заботливыми, а мальчики смелыми, сильными. Это и есть гендерное воспитание ребенка. В чем же суть гендерного воспитания? На что нужно обратить внимание родителям? Какие вопросы могут возникнуть в процессе воспитания?

Что же это за воспитание?

Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.

Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом воспитании разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у мальчиков возрастает, а у девочек агрессивности, дерзости. Родителям стоит обратить внимание на характер воспитания дочек и сыночков.

Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:

  • понимание о принадлежности к тому или иному полу;
  • чувство терпения к противоположному полу;
  • знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.

В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.

Особенности гендерного воспитание дошкольников

На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей. Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу.

Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

Читайте также:  Как разрешить конфликт между учеником и учителем

В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек.

Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность.

Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

  • сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
  • беседы с применением литературы, наглядного материала;
  • приготовление открыток, подарков для мамы, папы, близких, друзей;
  • чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений.

Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”.

Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Девочки и мальчики. Особенности, советы психолога

Так в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.

Особенности гендерного воспитания девочки в семье:

  • девочки нуждаются в заботе, помощь расценивают как показатель любви;
  • для развития женских черт характера дочке необходима близкая связь с мамой;
  • разговоры “по душам” с мамой только укрепляют отношения и знакомят с женским единством;
  • между папой и дочкой особенные отношения. Папам необходимо показать уважение, любовь и нежность;
  • привлечение будущей хозяйки в домашние дела, познакомит с тонкостями и секретами ведения хозяйства;
  • больше хвалите девочек;
  • обеспечьте игровую зону “женскими” атрибутами (посуда, утюг, пупсик в коляске);
  • обратите внимание на развитие крупной моторике: подвижные игры, танцы.

У мальчиков свои отличительные черты по гендерному воспитанию:

  • для мальчиков любовь — это доверие. Он чувствует себя стоящим, когда ему доверяют;
  • пример мужества и стабильности должен быть отец. Папе нужно привлекать мальчика в мужские дела по дому (починить, прибить) и спорт (футбол, хоккей). Если сын растет без папы, то необходимо найти возможность ему общаться с мужчинами (дедушка, дядя), чтобы он видел как должен вести себя настоящий мужчина;
  • для мужского пола очень важна дисциплина, она сделает малыша ответственным;
  • нельзя запрещать давать волю эмоциям. Мужчинам тоже иногда хочется выплакаться, что говорить о ребенке;
  • мальчишкам очень важен контакт с родителями;
  • умение приготовить себе еду или убрать вещи — ценное умение для сильного пола;
  • мелкие конструкторы, солдатики, рисование, лепка и подобный вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику, очень важную для мальчиков.

Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психологического развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/vospitaniya-po-gendernomu-priznaku

Консультация на тему: Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду | Социальная сеть работников образования

Консультация для педагогов.

Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду.

 Проблемы гендерного воспитания  волнуют в наше время  большое количество педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как  это биосоциокультурные характеристики.

Современные приоритеты гендерного воспитания заключаются в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, в воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимания, взаимодополняемости.

                                                               Под « гендером» понимается социальный пол человека,  формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации, к проявлению своей идентичности, к использованию равных возможностей поведения, независимо от половой принадлежности.

  •   Работа по формированию полоролевого поведения детей в детском саду  нацелена на:         — ознакомление с качествами мужественности и женственности, проявлениями и      
  •   предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье;                  — на формирование навыков и умений поведения;                                                                               — на выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных  
  •   отношений;                                                                                                                                                — на формирование отношений между девочками и мальчиками в группе.  
  •   Для этого необходимо создавать условия для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных  в большей степени тому или иному полу, например, гордости, смелости, отваги у мальчиков; сочувствия, нежности и ласки – у девочек.    
  •   В результате анализа психолого-педагогических исследований было установлено ,что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.

  Организуя работу  гендерного воспитания с дошкольниками  надо помнить, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания.

   В 3 года ребенок начинает осознавать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя  с представителями своего пола.

Имеет первоначальное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.).

В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу,  по отношению к детям другого пола.

 С четвертого года жизни  ребенок осознает свои возможности, осознает себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте — робким или уверенным,  таким и будет в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности.

Ребенок должен знать не только свои права, но и обязанности.

Дети 4-5 лет имеют дефференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков(«Я мальчик, я ношу брюки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик-сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка-дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей  соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, в специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

  В 5-6 лет у ребенка формируется  система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо  менее  эффективны.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам(женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли   достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. При обследовании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласка, а девочки на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом,  девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.

 Дети 6-7 лет владеют обобщенными представлениями о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными                                       проявлениями мужских и женских свойств(одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства).   К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества.  Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин; осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка –стойко переносить неприятности); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

Читайте также:  Как научить ребенка разговаривать 2 года: как помочь

 Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Поэтому, необходимо чтобы предметно-развивающая среда в группах детского сада не только обеспечивала  разные виды активности дошкольников (физическую, игровую, умственную), но и являлась основой самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Роль воспитателей в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека.

  1.  Так как игра является основным видом деятельности дошкольников, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материала и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей надо обратить внимание на следующее:
  2. — привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей ;    
  3. — к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  4. — достаточность и полноту  материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят
  5.   модель социального поведения женщины-матери;
  6. — наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий, в которых
  7.   для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.  
  8.   Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой  жизни,  что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я –мама», «Я-папа».

 Роль воспитателя состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей, при этом руководить как играми,  в которых участвуют все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками.

Надо учесть, что мальчикам нужно больше пространства для игр, так как они в игре развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию.

Только нужно следить, за тем, чтобы игра не носила агрессивный характер, научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков, создавая для этого соответствующие условия.

  Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, необходимо, чтобы все что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому у них должно быть достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

 Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять  в определенной последовательности ролевые действия, тогда можно перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.

  Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие детского сада, оказанное на девочек или мальчиков в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.

Список литературы.

  1. Бабчинская В.Ю., БацинаЕ.Г., Крылова Л.Ю., Сертакова Н.М. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Волгоград: Учитель, 2015.-162с.
  2. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада.-М.: Просвещение, 2006.
  3. Моралов В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Успех.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.О.Березиной, И.А.Бурлаковой, Е.Н.Герасимовой.-М.: Просвещение, 2012.-303с.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/27/osobennosti-gendernogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-detskom-sadu

Доклад на тему" Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

Формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .

Этапы полеролевого развития.

Новорожденность. Настройка на определенный пол.

Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием

Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие

Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность. Различия в психике и поведении детей.

  • Мальчики.
  • Используют все пространство
  • Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами
  • Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)
  • Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой
  • Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор
  • Девочки.
  • Играют в ограниченном пространстве
  • Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами
  • Быстрее утомляется правое полушарие(образное мышление, эмоциональное самочувствие)

Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения

  1. Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
  2. Образовательные задачи полового гендерного воспитания
  3. воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
  4. — воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
  5. развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
  6. — развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;
  7. — обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
  8. Актуальность гендерного воспитания.

на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Это отражено в приказе Министерства образования и науки РК «Об освещении гендерного вопроса в системе образования».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях:

1. Знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения; 2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;

  • 3. Построение развивающей среды
  • 4. Построение модели педпроцесса
  • Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
  • Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
  • Предметно-развивающая среда

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и Игровая деятельность.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж.

Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков.

Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) В группах созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности.

Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

  1. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона« Семья»со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основыматеринства.
  2. Трудовая деятельность.
  3. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
  4. Познавательная деятельность.
  5. Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе.
  6. Игровые занятия, беседы на темы:

«Кто я: мальчик или девочка?Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.

«Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

«Я сегодня ия в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формированиевзаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.

Вбеседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержаниисоциальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.

Чтение художественной литературы.

Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н.

сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др.

воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках –женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

Продуктивная деятельность.

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями.И продуктивная деятельность не исключение.

Читайте также:  Игры и занятия для гиперактивных детей - 10 вариантов

Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников.

Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.

В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации.

В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания — осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

Музыкальная деятельность.

На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.

При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары).

У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Физическая деятельность.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания.

Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют:

Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам)

Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)

  • Роль семьи в гендерном воспитании детей.
  • Мать:
  • Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких)
  • Действует лаской, добротой
  • Воспитывает глубокую привязанность, терпимость
  • Раскрывает красоту окружающего мира
  • Дает готовые ответы на вопросы
  • Является образцом для поведения дочери
  • Отец:
  • Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость
  • Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка
  • Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь
  • Способствует формированию самооценки, статусной позиции
  • Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы
  • С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в д/с «Нұрбөбек» ведется работа:
  • в «Уголках для родителей» оформляется наглядная информация работает
  • на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей
  • проводится индивидуальное психологическое консультирование.
  • совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм
  • организуется»Неделя добрых дел в семье«

в каждой группе оформлены фотоальбомы «Мама с дочкой, папа с сыном — вместе смотримся красиво!« «Лучшая в мире семья — моя!», «Моя дружная семейка«

проводятся выставки поделок «Осень Золотая», «Ёлочки-зелёные иголочки», «Новогодние игрушки»,

совместно с родителями проводятся культурно — досуговые мероприятия:,спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», мероприятие совместно с мамами «Мама», посвященное Днюк 8 марта, семейный праздники,,дни рождения.

К Международному женскому дню организовали утренник «А, ну-ка, девочки!». Мамы готовили своих дочек к участию, помогали в выступлении.

  1. Мальчик и девочка – два разных мира.
  2. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
  3. Советы родителям по гендерному воспитанию детей

1. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные.

2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

3. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

4. Знайте, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.

5. Помните, ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

6. Чаще вспоминайте забытую мудрость наших предков — русские народные пословицы и поговорки: «Счастье родителей — честность и трудолюбие детей». «Все равные детки — что пареньки, что девки». «К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь». «Хороший пример – наилучшая проповедь». «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».

«Мальчик родился на подмогу, а девочка — на потеху».

От родителей зависит, каким вырастет их ребенок, и насколько он будет соответствовать своему полу.

Источник: https://infourok.ru/doklad-na-temu-gendernoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-3642962.html

Особенности гендерного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст — особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами. В этот период воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно. Поэтому этот период является очень важным. Каждый возрастной период имеет свою специфику. [9]

От рождения до трёх лет закладываются основы полового самосознания ребенка, когда он начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. В этот период ребёнок учится управлять своим телом, стремится оценить свои возможности, понять свои чувства и эмоции.

Ребенок начинает сравнивать себя с окружающими его людьми, задавать вопросы взрослым, и в результате этой деятельности соотносить себя с определённым полом, а так же различать пол других людей.

Однако в этот период половая принадлежность человека не кажется ребёнку постоянной, то есть он полагает, что пол можно изменить — побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот.

Это происходит потому, что отличия в половой принадлежности бывают связаны с такими признаками, как одежда или прическа.

В речи ребёнок часто использует местоимения «он» или «она». При этом редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил — ходила).

В период от трёх до четырёх лет ребенок уже различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками, как одежда или прическа. В этом возрасте ребёнок делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх, в соответствии с полом участников игры. В связи с этим игры начинают делиться на игры «для мальчиков», игры «для девочек» и «общие» игры. [9]

Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Начинают формироваться первые представления о социальных ролях мужчин и женщин на примере папы и мамы.

В этот период у ребёнка появляется интерес к своему телу, определению половой принадлежности по физиологическим признакам.

В период от четырех до шести лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. К этому возрасту дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами выполнять обе роли. [1]

К пяти — шести годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают её необратимость и неизменность.

Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дети начинают имитировать в игровой деятельности женские и мужские профессиональные качества и умения. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей.

В этот период дети начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К пяти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. На смену им могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой ребёнок или взрослый человек из окружения ребёнка.

В этом возрасте дети начинают понимать, что когда-то они были другими — маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, таким образом, начинается процесс личностного времени. Дети понимают, что не только они, но и все окружающие их люди изменяются, и в связи с этим у детей появляются вопросы о детстве родителей, бабушек и дедушек.

Дети этого возраста ищут себе пример для подражания, которым может стать любой взрослый из окружения ребёнка, а так же реальные и фантастические герои.

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними [10].

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.

Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте [10].

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички — и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.

Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей.

Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки [9].

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы — фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.

Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты; машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики «ура!»).

А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) [10].

В рамках полоролевого подхода легко впасть в «ошибочную линию гендера» и начать рассматривать мужчину и женщину как два разных вида, имеющих абсолютно разную сущность и предназначение. В то же время данные исследований показывают, что истинных различий между мужчиной и женщиной не так много, как принято считать. Различия внутри каждой из групп больше, чем между этими двумя группами.

Источник: https://studbooks.net/638415/sotsiologiya/osobennosti_gendernogo_vospitaniya_doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию