Как разрешить конфликт между учеником и учителем

Процесс обучения и воспитания детей практически невозможен без возникновения конфликтных ситуаций.

Конфликт между учителем и учеником — какова психология его возникновения?

Каковы его причины? Как можно избежать подобного конфликта или предотвратить его?

О плюсах и минусах конфликтов читайте в нашей статье.

Психология и причины

Как разрешить конфликт между учеником и учителем

Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать на следующие категории:

  1. Конфликты, связанные с деятельностью учеников, которая касается их успеваемости. Они могут выражаться в нежелании ученика выполнять то или иное задание, или небрежном его выполнении. Причины его могут быть разными — проблемы с усваиванием нового материала, утомление ученика, отсутствие помощи ученику со стороны учителя при ее реальной необходимости.

    Особенно часто подобные конфликты возникают при непродолжительном общении учителя и ученика, когда отношения между ними лежат исключительно в официальной плоскости, ограничены только лишь учебой.

    Также они могут быть спровоцированы завышенными требованиями учителя к его ученикам.

  2. В детских садах причина появления таких конфликтов сходная — отказ ребенка выполнять то или иное требование, когда он еще не привык к новому воспитателю или же требования воспитателя не соответствуют уровню подготовки ребенка.

  3. Конфликты, обусловленные мотивацией поступков. Бывают случаи, при которых учитель может неправильно истолковать мотив, побудивший ученика совершить тот или иной поступок, хотя в действительности одно и то же действие ученика может быть мотивировано разными причинами. При этом у учителя возникают проблемы с коррекцией поведения детей при ложной оценке его истинных причин. Такое возможно при поверхностном отношении учителя к взаимоотношениям его учеников.
  4. Как разрешить конфликт между учеником и учителем

  5. Конфликты взаимоотношений между учителем и учеником, причиной которых часто являются некорректные действия учителя при разрешении той или иной проблемной ситуации. Особенность данных конфликтов — их затяжной характер, переход на стадию личной конфронтации учителя и ученика. Они часто приводят к длительной взаимной неприязни и, как следствие, нарушения нормального взаимодействия между учителем и учеником.

О причинах и методах разрешения конфликтных ситуаций между учителями и детьми в этом видео:

Какие самые распространенные конфликты, возникающие в процессе обучения и каким образом можно их разрешить?

Между детьми

  • Это наиболее распространенный вид конфликтов в жизни.
  • Учитель в данном случае не является их прямым участником, однако его присутствие необходимо для их правильного разрешения и предупреждения.
  • Причины разногласий между детьми могут быть следующими:
  • стремление ребенка заслужить или отстоять авторитет среди сверстников и связанное с этим соперничество;
  • обманы или взаимные оскорбления детей между собой;
  • Как разрешить конфликт между учеником и учителем

  • агрессия к ученикам, которые пользуются особым вниманием со стороны учителя;
  • симпатия ребенка к другому ученику или ученице, которая остается без взаимности;
  • борьба между детьми за симпатию ученика или ученицы.

Каким образом правильно разрешить конфликт между детьми?

Иногда дети способны урегулировать конфликтную ситуацию и без помощи учителя. Однако, если требуется вмешательство взрослого, лучше сделать это без излишнего давления.

Например, один ученик дразнит другого либо обзывает его. Нельзя принуждать ученика публично извиняться перед обиженным ребенком.

В идеальном варианте учитель должен смоделировать ситуацию, задать наводящий вопрос, при ответе на который ученик сам примет правильное решение для разрешения конфликта.

Самостоятельный конструктивный подход к решению конфликтной ситуации будет также являться для ученика прекрасным навыком, который пригодится ему в дальнейшем.

Чаще всего конфликтуют те дети, которые не могут найти для себя увлечения. Учитель может снизить количество конфликтов, если порекомендует ученику секцию или кружок, которые понравятся ребенку, поговорить с родителями, которые также могут поспособствовать разрешению ситуации.

Детские конфликты дома, в саду, в школе: что делать? Узнайте из видео:

Как избежать конфликтов в семье? Читайте об этом здесь.

Между родителями

Как разрешить конфликт между учеником и учителем

  1. Данные конфликты часто возникают на почве неприязни детей родителей между собой.
  2. В итоге родители начинают выяснять отношения за своих детей, не вникая в причину возникновения конфликтной ситуации.
  3. Учителю или воспитателю для разрешения такой ситуации требуется провести беседу с родителями, стараясь быть максимально беспристрастным к обеим сторонам конфликта, предложить тот вариант решения проблемы, который будет приемлем для всех родителей.
  4. Не рекомендуется оценивать действия того или иного ученика, основываясь на его предыдущих поступках — следует работать именно с данной возникшей ситуацией без отсылки к прошлому, чтобы не спровоцировать еще большие разногласия.

Например, один ученик оскорбляет другого, и обиженный ребенок жалуется своим родителям. При встрече родители начинают выяснять отношения между собой.

В этом случае учитель должен вмешаться в конфликт и беспристрастно рассказать обеим конфликтующим сторонам о поведении их детей. Также следует предложить родителям поработать дома с детьми, настроить их на дружеское разрешение ситуации, а не на продолжение конфликта.

Между учителем и учеником

Как разрешить конфликт между учеником и учителем

Это наиболее сложный тип конфликтов, который, к тому же, может повлиять на усваивание ребенком учебной программы.

Причины данных конфликтов следующие:

  1. Разные требования учителя к различным ученикам.
  2. Чрезмерные требования учителя к ученику.
  3. Невыполнение своих обязанностей учителем, несоответствие им.
  4. Отсутствие какого-либо поощрения учителем ученика, старательно выполняющего свою учебную работу.
  5. Неспособность учителя примириться с теми или иными личностными качествами ученика.
  • Лучше всего, если учитель сведет на нет напряженную ситуацию в самом начале ее возникновения, не доводя до стадии нескрываемой враждебности.
  • Например, очень легко спровоцировать продолжение конфликта повышением голоса, что может спровоцировать в ответ аналогичные действия.
  • Чаще всего конфликты у учителя возникают с учениками, которые по той или иной причине отстают от предмета, преподаваемого учителем или же недобросовестно подходят к его изучению.
  • В некоторых случаях для разрешения ситуации учителю следует перешагнуть через собственную неприязнь и попытаться вдохновить ученика на старательную работу, обнадежив его ожиданиями в личных способностях.

Как разрешить конфликт между учеником и учителем

Обратные утверждения, заявления о том, что ученик не способен выполнить то или иное задание могут только усугубить ситуацию. При общении учителя с ребенком важно не выказывать никаких личных негативных эмоций.

Также у учеников зачастую достаточно завышенные требования к справедливости учителя, поэтому в решении спорных вопросов учитель должен обращать внимание на то, что дети сразу же отреагируют на предубежденные решения.

Например, ученик на уроке ведет себя агрессивно, бросается бумажками в своих одноклассников, а на замечания учителя демонстративно не реагирует.

В данном случае учитель может спокойным тоном сделать ироничное замечание по поводу настроения ученика в ключе, например — «А Баба Яга всегда против». Важно, чтобы высказывание не было сделано с нотками личной неприязни.

После урока можно наедине побеседовать с учеником, принимая его временное настроение и мотивируя его на сдерживание негативных эмоций.

Самое главное, чтобы ребенок понимал, что его принимают даже при плохом настроении и был настроен на улучшение отношений со своими сверстниками. Эскалация же конфликта может привести к еще большему отрицанию ученика конструктивных отношений.

Мнение эксперта о конфликтах между учителем и учеником:

Какие бывают отрицательные черты характера у человека? Список вы найдете на нашем сайте.

Между воспитателем и родителями

Как разрешить конфликт между учеником и учителем

Спровоцировать возникновение такого конфликта может как учитель, так и родители учеников.

Основные причины таких ситуаций следующие:

  • несоответствие представлений учителя и родителей о воспитательном процессе;
  • личная неприязнь родителя и учителя;
  • неприятие родителем воспитательных методик учителя;
  • убежденность родителя в том, что его ребенок заслуживает более высоких оценок.

Прежде, чем разрешить конфликтную ситуацию, учитель должен беспристрастно проработать ситуацию, обозначить возможные пути ее решения и лишь только после этого переходить к диалогу с родителем.

При беседе также следует вести себя максимально сдержанно и спокойно, тем не менее, не создавая впечатления равнодушного отношения к ситуации.

Например, ученик негативно характеризует своих одноклассников, а его мать безоговорочно принимает на веру его слова. В итоге она приходит с жалобой к учителю на его пассивное реакцию по установлению взаимопонимания между учащимися.

Учитель в данном случае должен обратить внимание родительницы на то, что ее сын также мог стать причиной конфликта между ними и предложить приложить взаимные усилия по налаживанию отношений между учащимися.

Конфликт со школьным учителем. Издевательства в школе. Советы психолога:

Как избежать конфликта в классе или детском саду: профилактика

Как разрешить конфликт между учеником и учителем

  1. Для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций или минимизировать их количество, учитель или воспитатель должен предъявлять одинаковые требования ко всем ученикам, не разделяя детей на «любимых» и «не очень любимых».
  2. По возможности, стоит максимально справедливо подходить к решению спорных ситуаций, чтобы каждый из учеников не чувствовал себя обделенным в правах.
  3. Для избегания конфликта с родителями учитель или воспитатель на собрании должен рассказывать родителям о воспитательном процессе, чтобы то или иное требование к успеваемости детей не было неожиданным сюрпризом для родителей.
  4. Также для предупреждения конфликтов учитель должен рассказывать родителям о тех спорных ситуациях, которые возникают между детьми, стараться заранее прорабатывать их, предупреждая эскалацию враждебности между детьми.
  5. Учитель или воспитатель не должны проявлять личной неприязни к своим подопечным, равно справедливо относиться даже к тем детям, которые по той или иной причине не вызывают у него личной симпатии.
  6. Также важно не только стремиться устранить возникшие конфликты, но и стремиться мотивировать детей к хорошим взаимоотношениям в коллективе.
  7. Способы разрешения педагогических конфликтов:

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom.html

Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя

Межличностный конфликт — это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей. Подобные ситуации периодически происходят в любых трудовых коллективах, в том числе педагогических. В этой статье мы рассмотрим конфликты между учителями.

11 мая 2018

  1. Ресурсные. Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.
  2. Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей. Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.
  3. Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.
Читайте также:  Воспитание подростков: патриотическое, физическое, гигиеническое

Как разрешить конфликт между учеником и учителем

Искусство завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, эффективно общаться и расти как личность

Автор этой книги, впервые переведенной на русский язык, — легендарный Дейл Карнеги, работы которого стали обязательным чтением для тех, кто хочет научиться общаться. И это огромное событие в психологической науке — перед вами авторский тренинг эффективного общения, уверенности и влияния, который прошли сотни тысяч людей по всему миру.

Купить

Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся в учительских коллективах модели конфликтных ситуаций.

Пример 1. Различия в ценностях

Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению.

В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками.

А учитель физики, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе.

Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет.

Взаимоотношения учителей наладил осознанный конструктивный диалог. Договориться помогли следующие приемы:

  • Эхотехника: собеседник передает мысли и чувства партнера: «Если я вас правильно понял…», «Другими словами…».
  • Развитие идеи: «Если исходить из того, что вы сказали, то…», «Вы так думаете, поскольку…».
  • Слова-соломинки: «Мне кажется…», «Видимо…».

В результате педагог по физике стал использовать творческие приемы изучения материала, связанные, в том числе, с расширением рамок мышления. А классный руководитель, в свою очередь, пошел на уступки в вопросах дисциплины, а также начал проводить внеклассные мероприятия, мотивирующие учеников познавать точные науки.

Пример 2. Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением

В школе трудились два историка. Опытный педагог с двадцатилетним стажем и молодой специалист. Первые два года работы старшая коллега постоянно подчеркивала свое превосходство и значимость, даже унижала новичка, ссылаясь на его профессиональные качества.

Молодой педагог с самого начала работы внедряла новые передовые методики обучения, и ее авторитет со временем вырос. «Соперница» приняла достойную роль коллеги в штыки. Доходило даже до анонимок в районо. «Жертва» оказалась на грани эмоционального срыва. Справиться с «агрессором» и ситуацией ей помогли советы психолога.

  1. При конфликтном разговоре мысленно настройтесь на собеседника. Глядя в глаза, следите за изменением лица, позы, положения рук. Постарайтесь почувствовать, ощутить себя в этом состоянии и этой роли.
  2. Слушая и изучая собеседника, не перебивайте его, дайте выговориться. Позже, сняв заряд напряжения, «агрессор» будет готов перейти к более конструктивному диалогу.
  3. Очень искренне, прямо, но корректно, не затрагивая личность, говорите «противнику» о впечатлении и воздействии, производимом его словами и действиями.
  4. Сочувствуйте эмоциональному состоянию «агрессора»: «Мне кажется, вам тяжело постоянно себя накручивать».
  5. Показывайте собеседнику свое уважение и как к личности, и как к авторитетному высококлассному учителю.
  6. При любой возможности старайтесь предложить выход из сложившейся ситуации.
  7. Постоянно подчеркивайте общую цель — обучение детей, требующее применения инновационных методов.

В результате молодой педагог не только обезвредила «противницу», но и сделала союзницей в освоении новых учебных программ.

Как разрешить конфликт между учеником и учителем

Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»

Для предупреждения межличностных конфликтов в педагогических коллективах применяются специальные антиконфликтные упражнения. Хочу предложить наиболее эффективное групповое упражнение «Умение слушать». Его цель — научиться безоценочно слушать собеседника и развивать эмпатию.

  1. Разбейтесь на пары и распределите роли. Один — «говорящий», другой — «слушающий».
  2. 5 минут «говорящий» рассказывает о своих трудностях в общении. «Слушающий» концентрируется на собеседнике, на его словах, мимике, жестах. Периодически спрашивает, правильно ли он понял слова. Не оценивает, не дает советы.
  3. В течение 1 минуты «говорящий» сообщает «слушающему», что в его поведении помогло ему говорить открыто, а что затрудняло монолог.
  4. «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих сильных качествах в общении.
  5. «Слушающий» в течение 5 минут повторяет «говорящему», что он понял из его двух рассказов о себе.
  6. «Говорящий» в это время молчит и кивком головы выражает согласие или несогласие. Если он не согласен, то «слушающий» должен исправлять монолог до тех пор, пока не получит подтверждение своим словам.
  7. Партнеры меняются ролями и работают по той же схеме.

Периодическое выполнение этой техники нейтрализует различные конфликтные качества у педагогов (оценивание, навязывание своего опыта) и создает добрую и комфортную атмосферу в школьном коллективе.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/mezhlichnostnyy-konflikt-v-shkole-uchitel-uchitel/

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Читайте также:  Игры и занятия для гиперактивных детей - 10 вариантов

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

  Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения.

Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Источник: http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

Методическая разработка на тему: Конфликт между учителем и учеником | Социальная сеть работников образования

«КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»

Само по себе слово конфликт ассоциируется с неприятностями.  Все участники образовательного процесса стремятся избегать попадания в разного рода конфликтные ситуации.

Но что, если вы видите, что его уже не избежать? Как действовать, чтобы разрешить сложившуюся напряжённую ситуацию? Конечно ответ на этот вопрос во многом зависит от конкретного случая.

 Надо понять в чём кроется причина конфликта, кто и как отстаивает свою точку зрения и к чему, в конечном итоге, это может привести оппонентов.

Причин конфликтов можно выделить порядка десяти. Вы их можете видеть на слайде. Но более конкретно хочется обратиться к следующей группе конфликтов между учеником и учителем:

Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности . Т.е. конфликты связанные с какими либо замечаниями учителя относительно успеваемости учащегося, выполнения им домашнего задания либо вообще ведения тетради, дневника и т.д.

  •  Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, вне школы, проявления личностных качеств…
  •  Многие дети, в силу особенностей характера, темперамента или возраста, порой довольно агрессивно реагируют на замечания в свой адрес. Реакция ребёнка зависит от
  • Темперамента
  • Характера
  • Уровня духовного развития
  • Уровня воспитанности и образованности
  • Волевого развития
  • Эмоционального состояния в момент конфликта
  • Состояния здоровья, самочувствия
  • Событий, предшествующих конфликту
  • Уровня развития самооценки
  • Особенностей семейного воспитания
  • Особенностей психического развития

Места и времени конфликта

 Ситуация может усугубляться, если замечание учитель делает при всём классе. «Что же тогда?»- возразят тут многие педагоги,- «если нам продолжать деликатничать, нерадивому ученику всё сойдёт с рук » Тут конечно будет не лишним обратиться к совету психолога.

Несмотря на то, что каждый учитель знаком с возрастной психологией и педагогикой, в повседневной суете забываются простые приёмы, позволяющие сгладить углы и избежать конфликтных ситуаций. На слайде представлены «я-утверждения» и «ВЫ/ты- утверждения».

Для профилактики конфликтов психологи рекомендуют чаще использовать «я-утверждения», которые позволяют выразить своё отношение к проблеме, а не переносить его на отдельную личность либо группу учащихся.

Конфликт между учителем и учащимся имеет ряд особенностей:

  • Именно учитель несёт ответственность за конструктивное разрешение ситуации
  • Социальный статус конфликтующих сторон определяет поведение
  • (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по разному);
  • Профессиональная позиция учителя обязывает взять на себя ответственность за исход конфликта
  • Стороны по-разному умеют справляться с эмоциями и чувствами
  • Конфликт в присутствии других учеников носит яркий воспитательный характер, нельзя забывать, что для большинства школьников учитель пример поведения. И от умения держаться в непростых ситуациях зависит воспитательный эффект.
  • Конфликты проще избегать, нежели искать выход из них

Причины конфликтов во многом зависят от возраста учащихся. Обратимся к слайду:

Вследствие своих психологических и возрастных особенностей, учащиеся выбирают одну из форм поведения. Бесспорно, лучший вариант, когда ребёнок готов к конструктивному диалогу, для отыскания выгодного исхода для обеих сторон конфликта. Хуже.

Если ученик начинает фантазировать, уходя от ответственности за принимаемые решения. Уход от неприятной ситуации означает, что спустя какое-то время конфликт возникнет снова и возможно в ещё более острой форме.

Защитное и регрессивное поведение совсем закрывают пути к диалогу.

Учитель мудрее и опытнее ученика и должен уметь справляться с эмоциями, подчинять их разуму. Приведу в пример установки, которых стоит придерживаться педагогу в общении с детьми:

  • называть ученика по имени;
  • в процессе общения не забывать об интонации;

проявлять искреннюю заинтересованность к              высказываниям воспитанника, даже если они       кажутся малозначительными;

  • уметь слушать и слышать ученика, стараться понять мотивы его действий и высказываний;

уметь психологически «встать на место ученика» для лучшего понимания истинных намерений и причин поступков/высказываний

  • уметь видеть хорошее в любом ученике;
  • оценивать успехи ученика не в сравнении с другими, а с точки зрения динамики его собственных достижений и уровня воспитанности по возможности использовать «Я-высказывания», избегать «Вы/Ты-высказываний», интуитивно отвергаемых воспитанниками;
  • анализируя ошибки или неудачи ребенка, стараться сохранять доброжелательный тон с выражением искренней готовности оказать ему помощь;

всем своим поведением, манерой общения, внешностью, эмоциональностью стараться показывать свое положительное отношение к каждому воспитаннику.

Итак, что же делать, если конфликт между учителем и учеником всё же произошёл? Вот, что по этому поводу думают дети (слайд); но, главное, по мнению психологов, не забывать о воспитывающем эффекте конфликтной ситуации. В мелкой ссоре, старайтесь быть выше мелочных разборок.

Не говорите сразу с взвинченным возбуждённым человеком. Дайте ему возможность перевести дыхание, успокоиться, а потом попытайтесь выслушать и понять ребёнка. При этом старайтесь держаться невозмутимо, говорить ровным, спокойным голосом.

Это тоже научит школьника решать проблемы спокойно.

 И в заключении, хочется сказать: Ключ к решению любого конфликта, состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена, не смотря на преграды, как-то: боязнь выбора, недостаток информации, неопределённость, малая коммуникабельность и т.д. Помните, главное в конфликте найти компромисс, а не выйти из него победителем. И наконец, старайтесь всегда быть справедливыми по отношению к ученику, жить в гармонии с собой и окружающими и тогда конфликты вам не страшны. Спасибо за внимание.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/02/26/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom

Конфликты между учителями и учениками

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, — явление обычное. По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

  1. действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
  2. поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
  3. отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Читайте также:  Ребенку 3 года не разговаривает что делать: советы

Конфликты деятельности

Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой.

Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и в начальных к классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке.

В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков

Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод.

Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, покрой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших.

Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми

  • в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие
  • вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины и слагаемые педагогических конфликтов:

  1. недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями;
  5. присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
  7. ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить (А.И. Шипилов)

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 г., 35-40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (С. Хапаева).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов.

Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе — стремлению занять равное положение по отношению к взрослым.

Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.

Опрос школьников, проведенный под руководством профессора В.И. Журавлева, показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:

  1. учителя не любят детей — 70%;
  2. отрицательные личные качества учителя — 56%;
  3. несправедливая оценка их знаний учителем — 28%;
  4. учитель плохо владеет своей специальностью — 12%.

Нередки случаи, когда негативное отношение ученика к учителю переносится и на предмет, который он преподает. Так, 11% школьников говорят, что ненавидели отдельные дисциплины, изучаемые в школе.

В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.

Чаще хороший контакт с учениками удается установить учителям младших классов. Старшие школьники, вспоминая обучение в начальных классах, так оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно:

  1. первая учительница была идеальной;
  2. она образец, учитель о котором помнишь всю жизнь;
  3. никаких недостатков, моя первая учительница — идеал;
  4. исключительно опытный педагог, мастер своего дела;
  5. за четыре года сменилось семь учительниц, все были прекрасными людьми;
  6. не могу сказать ничего отрицательного об учительнице начальных классов;
  7. учительница была нам как мама, ее очень любили;
  8. конфликтов не было, авторитет учительницы был на-столько высок, что каждое ее слово было для нас законом;
  9. конфликтов не было, наша учительница была непререкаемым авторитетом не только для учащихся, но и их родителей.

Подростки (10-15 лет), а тем более юноши и девушки (16-18 лет) подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники.

Однако и со старшеклассниками подготовленный и умелый учитель всегда может установить хорошие отношения. В таком случае конфликты между учителем и учениками редки либо исключены вовсе.

Оценивая учителей-предметников, старшеклассники чаще все-то выражают свое отношение к ним так (В.И. Журавлев).

1. Хорошо знает свой предмет, умеет его преподнести, всесторонне развитый человек — 75%. 2. Применяет новую методику преподавания, индивидуально подходит к каждому ученику — 13%. 3. Хорошо организует внеклассную работу — 7%. 4. Не имеет любимчиков — 1%. 5.

Плохо знает свой предмет, не владеет педагогическими навыками — 79%. 6. Проявляет грубость по отношению к ученикам — 31%. 7. Не любит свою профессию, детей — 9%. 8. Не может вести классное руководство — 7%. 9. Нет слаженности в педагогическом коллективе, так как в основном учителя — женщины — 16%. 10.

Школе нужно больше молодых учителей, в том числе мужчин — 11%.

11. Недостаточная подготовка учителей в вузе — 6%.

Анализ оценок старшеклассниками учителей-предметников показывает, что почти у половины из них сформировалось скорее отрицательное, чем положительное мнение о педагогах.

Если бы такое положение дел было доказано в результате более масштабного исследования, то можно было бы сделать вывод о неблагополучном характере взаимоотношений старшеклассников и учителей в школах.

Приведенные данные получены на основе локального исследования в школах Московской области и не могут быть распространены на всю общеобразовательную школу. Тем не менее, очевидно, что при таком состоянии дел в одном регионе велика вероятность возникновения конфликтов между учителями и учениками.

Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов.

Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше — с юмором).

Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.

Во-первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1982 г. Причем, нередко не в лучшую сторону. Двадцать лет назад в кошмарном сне I невозможно было представить, что в школе так обостриться ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А ныне это реальность.

Во-вторых, заметно ухудшилась социально-экономическая обстановка в самой школе, что, в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.

В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителя. В одной из школ Новониколаевского района Волгоградской области конфликт ученика с учительницей русского языка возник весной 2001 г. из-за того, что педагог продемонстрировала недостаточное знание правил грамматики и, написав слово с ошибкой, настаивала на своей правоте.

В-четвертых, низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывает повышенную агрессивность у тех и других.

Ранее опубликовано: Далее читайте: конфликтученикучительшколаУкажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик.Вы можете отписаться в любое время

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/conflicts-between-teachers-and-students.html

Ссылка на основную публикацию