Признаки гиперактивности у детей до 3 лет

Гиперактивность, проявляющаяся у ребёнка, характеризуется повышенной нормой возбуждения и активного состояния. Зачастую подобного рода поведение вызывает неудобства для окружающих людей.

В этом случае синдром принято называть — поведенческим расстройством. Данная проблема является признаком эмоциональной неуравновешенности.

 По статистике, в дошкольном возрасте примерно у 39% детей встречается такое расстройство и у 57% школьников.

Если ваш ребёнок входит в этот процент. Кто поставил такой диагноз? Если специалист, то он наверняка дал вам и рекомендации, и тогда очень похвально, что вы не ограничиваетесь ими и продолжаете искать дальше.

А если вы сами, то тоже есть некоторые плюсы – ведь вы можете видеть проявления своего ребенка в гипертрофированном виде и попросту преувеличивать их масштабы. В любом случае, я как специалист, не работаю с диагнозами, а работаю с каждой конкретной проблемой.

И поэтому, всегда прошу родителя рассказать о симптомах. И далее мы уже совместно разрабатываем программу выздоровления или улучшения.

Признаки гиперактивного ребёнка

Гиперактивные дети никогда не способны спокойно усидеть на месте, они беспрерывно двигаются, бегают. Один из очевидных признаков – чрезвычайное любопытство ко всему.

Окружающим кажется, что они проявляют любознательность, но на самом деле подобные дети проявляют сиюминутный интерес к вещам. Их не интересует частное, они не задают вопросов «почему» и «зачем».

А в случае, если задают, то ответ или недослушивают или сразу же его забывают.

Гиперактивный ребёнок практически не может долгое время удерживать своё внимание даже на любимом или интересном занятии, будь то рисование, телевизор или даже игра. Нарушение концентрации являются основной причиной затруднения с учёбой для гиперактивных детей.

У гиперактивного ребёнка отмечаются признаки нарушения координации: они неловки, неуклюжи, очень часто что-то роняют и сами постоянно подают, ломают игрушки. Они постоянно наносят себе увечья в виде царапин и синяков. Бегающие глаза, часто меняющееся выражение лица, постоянное движение кистей рук также может выдать гиперактивность у ребёнка.

Также важными признаками, на которые стоит обратить внимание, являются:

  • Признаки гиперактивности у детей до 3 летнеусидчивость;
  • невнимательность;
  • рассеянность;
  • холеричные перемены в настроении;
  • негативизм;
  • излишняя упрямость;
  • агрессия.

Такие дети постоянно являются причинами ссор с ровесниками, преподавателями.

Гиперактивный ребёнок не может справиться с данным ему заданием, он осваивает всё с большим трудом. Сон такого ребёнка очень плохой, беспокойный. А днём он и вовсе не может спать с младенчества. Гиперактивные дети всегда бывают в центре внимания в общественных местах, потому что им постоянно надо что-либо хватать, трогать, на запреты и одергивания родителей они почти никак не реагируют.

В основном, первые признаки данного расстройства заметно ощутимы на втором и третьем году жизни, но, к сожалению, многие родители идут к специалисту, только когда их чадо уже в школьном возрасте. Причина тому проблемы, связанные с учёбой. А именно в начальных классах от ребёнка требуется сосредоточенность и усидчивость.

Причины гиперактивности

Одним из факторов развития гиперактивного синдрома может стать гипертония у материи во время беременности.

Также влиять на риск развития расстройства может образ жизни мамы, который заключается в курении, употреблении алкоголя либо в тяжёлой работе. И осложнение процесса самих родов увеличивают шансы на возникновение синдрома гиперактивности.

Лечение синдрома гиперактивности

Первый этап лечения — выявление некоторых аспектов поведения ребёнка. Например, некоторые симптомы могут обуславливаться наличием врождённых особенностей, которые практически невозможно поменять. Некоторые особенности могут быть причиной неправильного воспитания, такие как непослушание и негативизм.

Следующим пунктом лечения чада будет изменение условий его обучения. Максимальная специализация обучения – залог успешного выздоровления.

Детей с гиперактивностью, выражающие симптомы задержки развития, необходимо отправлять в коррективные классы, а детей, испытывающих проблемы с учёбой, однако проявляющих высокие интеллектуальные навыки, соответствующие их возрасту, в классы для догоняющих детей.

Признаки гиперактивности у детей до 3 лет

У медикаментозного лечения среди психологов есть ярые противники. Вызвано это тем, что большинство препаратов, в некоторых странах, для лечения гиперактивности долгое время имели в своём составе амфетамин.

Только после изучения всех свойств медикаментов была выявлена сильная зависимость. Это вызвало ряд протестов среди защитников детей и врачей.

К сожалению, даже в развитых странах Евросоюза пока ещё не отказались от лечения расстройства амфетаминами.

В России, к счастью, лечение осуществляется другими действующими веществами. Препарат атомоксетин, пользующийся популярностью, не относится к психотропному ряду. Его эффективность подтверждается уже на четвёртый месяц приёма.

Неотъемлемую роль в лечении играют сами родители. Необходимо придерживаться «позитивной модели» воспитания. Такие дети крайне восприимчивы к похвале. Поэтому ни одно доброе дело или положительный поступок не должны быть пропущены. Задача родителей акцентировать на этом внимание ребёнка.

Нужно избегать категорических ответов ребёнку. Если что-то приходится запрещать – аргументируйте ваше решение. Необходимо начать перекладывать на чадо часть домашних дел.

Начать можно с самого элементарного — приучить к уборке в комнате например. Дневник самоконтроля ребёнка также будет большим вкладом, который даст положительный результат.

Также за положительные «оценки» можно поощрять чадо, но в меру.

Так как зачастую гиперактивный ребёнок страдает дефицитом внимания пытаясь привлечь окружающих, ведя себя очень вызывающе, то необходимо уделять ему много времени. Нужно придерживаться расписания и правильного распорядка дня.

Перед родителями в момент сильной перевозбуждённости ребёнка возникает вопрос, как успокоить гиперактивного ребёнка. В самом начале, необходимо постараться поменять обстановку.

Это может быть просто смена помещения, в котором он находится, или может быть просто достаточно дать ему воды.

Физические контакты также играют очень большую роль, простые объятия дают эффективный результат в лечении.

Для устранения беспокойного сна ребёнку необходимо принимать расслабляющие водные процедуры.

В состав таких процедур включён экстракт шишек хвойных деревьев, но для начала необходимо убедиться, что у вашего малыша нет аллергии на эти растения.

Перед сном можно почитать детские рассказы либо посмотреть иллюстрации к книге. Регулярный массаж и спокойная музыка даст возможность вашему чаду быстро успокоиться и уснуть.

Признаки гиперактивности у детей до 3 лет

Совместные игры – основа для успокоения ребёнка. Можно просто попросить ребёнка сосчитать от 1 до 20 и наоборот. Маленьким детям нужно предложить показать, как мычит корова, квакает лягушка и так далее.

Подводя итог, стоит отметить самые необходимые моменты воспитания гиперактивных детей:

  1. Чёткие постановки задачи. Чем короче предложение, тем лучше ребёнок его воспринимает. Избегайте длинных формулировок.
  2. Проявляйте последовательность. Нельзя выдавать детям все домашние дела сразу. Только по мере их выполнения.
  3. Контроль над временными рамками позволит избежать неожиданных проявлений гиперактивности. Предупреждайте своё чадо обо всех своих намерениях как минимум за 5 минут.
  4. Соблюдайте расписание.
  5. «Позитивная модель» воспитания. Хвалите ребёнка за каждые его значительные и малые успехи.
  6. Направьте энергию ребёнка в нужное русло. Необходимо помочь ребёнку в выборе хобби. Оно позволит ему расходовать свою огромную энергию в нужном направлении.

Придерживаясь данных рекомендаций в сочетании с медикаментозным лечением, можно помочь ребёнку быстро и эффективно искоренить синдром гиперактивности.

Однако стоит помнить, что принятие любых медицинских препаратов должно быть согласовано и рекомендовано лечащим специалистом.

Гиперактивность у детей довольно распространённое явление, главное что требуется от родителей – это сохранение спокойствия и терпение.

  • Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
  • Светлана Бук
  • Мнение доктора на счет гиперактивных детей:

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/giperaktivnost-i-defitsit-vnimaniya/giperaktivnyj-rebenok.html

Гиперактивный ребенок. Как помочь?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • досуг

Признаки гиперактивности у детей до 3 лет

Почему на осинках не родятся апельсинки? Осинка — дитя холодного cевера, апельсинки — плоды темпераментного жаркого юга. Континентальная несовместимость.

Ваш ребенок похож на неугомонный апельсин? Импульсивный, крайне подвижный, не сидит ни минуты спокойно? Одним словом, очень активный, трудный ребенок или, говоря научным языком, гиперактивный.

Мы специально начали разговор с осинок и апельсинок. В 95% гиперактивность — наследуемый признак. Но очень активный и гиперактивный ребенок — это две большие разницы.

Первый и самый важный совет: не стройте догадки и предположения, обратитесь за квалифицированной консультацией к специалисту. Неправильно говорить о гиперактивности как таковой.

Она является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Это означает, что вкупе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с вниманием.

СДВГ — это многоплановое расстройство функционирования мозга, особенности поведения ребенка не имеют отношения к плохому воспитанию, аллергии и т.п.

Важно понять, что при СДВГ нужен комплексный подход во всем.

1. Учитывать комплекс нарушенных мозговых функций: проблемы с поддержанием оптимального тонуса жизнедеятельности, (быстрая утомляемость и снижение интереса), отставание функций программирования и контроля (невозможность спланировать и выполнить последовательность действий), отставание в развитии зрительно-пространственных функций.

2. Комплексный подход в диагностике и лечении. Одновременное наблюдение у невропатолога и психолога (нейропсихолога).

3. Комплекс родители—ребенок — основа социализации и нормального развития ребенка. Традиционно СДВГ диагностируется в 5-6 лет, реже в 2-3 года. В последнем случае для психологической коррекции вы можете обращаться на кафедру нейропсихологии вуза вашего города.

Что можно посоветовать родителям ребенка с СДВГ?

Запаситесь терпением, спокойствием и настроем на успех. Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциональному фону и совершенно нечувствителен к наказаниям и порицаниям. Бесполезно говорить: «Не делай!», «Нельзя!», «Перестань!».

Эффективно переключать внимание на что-то другое. (Вместо «Не прыгай на диване!» — «А сколько раз подряд ты сможешь отбить мяч ладошкой от пола?». При этом считать вместе с ребенком и обязательно похвалить несмотря на результат.

)

Хвалить ребенка с СДВГ нужно при любой возможности для поддержания тонуса внимания и готовности продолжать занятие.

Игра — это основной способ освоения окружающего мира, в том числе и для детей с СДВГ. Последние часто предпочитают шумные и активные игры, что вполне обоснованно. Но выбирайте те, что имеют четкие правила. Начните с самых простых, постепенно прибавляя и усложняя условия.

Благодаря подобной технике ребенок научается подчинять свою деятельность цели, одновременному удерживанию в активной памяти и внимании нескольких целей, соответственно тематике игры получает полезный навык, стабилизируется эмоциональная сфера, развиваются навыки общения.

К таким играм относится большинство дворовых игр: прятки, «да-нет не говорить, черное- белое не предлагать», «морская фигура». В старшем возрасте пионербол, футбол, баскетбол и т. д.

Для совсем маленьких детей можно использовать игры с четкими правилами передвижения предмета с места на место (не «принеси маме мячик», а «дай маме в руки красный мячик»). Добившись выполнения, правила усложняют (просят принести два мячика сразу или один мяч папе, другой маме и т. д.).

Читайте также:  Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Старайтесь, чтобы правила были направлены на разные виды мозговой активности, особенно те, что ослаблены. Помните: проговаривая вслух, дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Об особенностях школьного обучения при СДВГ

Наблюдается парадоксальная ситуация: при высоком уровне интеллекта — низкая успеваемость. Причины те же, что и в раннем возрасте. СДВГ остается и влияет на развитие ребенка вплоть до подросткового возраста, иногда и дольше.

На помощь вам, как и прежде, придут спокойствие, уверенность, хорошее настроение и игровая организация деятельности. Но не забывайте: в случае явных и нарочитых правил ребенок начнет упрямиться, сопротивляться и быстрее обычного потеряет интерес. Чередуйте подвижные и сидячие игры, старайтесь подбирать уровень сложности так, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что он не справится.

В школьном возрасте ребенок с СДВГ все также остается нечувствителен к наказаниям и отрицательным стимулам. Не стоит говорить: «Ты должен сделать домашнее задание за 1 час!» Лучше : «Давай сегодня попытаемся сделать домашнее задание за 1 час». Или другой пример.

Ребенок постоянно забывает записывать домашнее задание. Вместо очередного выговора попробуйте каждое утро говорить «Сегодня для тебя самое важное — записать в дневник домашнее задание!» Сначала это будет в ущерб учебе, позже ребенок освоит цель и перейдет к новой.

При плохом выполнении домашних обязанностей также можно использовать игру. При мытье посуды расставляйте тарелки в особой последовательности или мойте наперегонки. При уборке пола просите его подметать левой рукой и т. д.

Обратите внимание и на пакеты развивающих компьютерных игр. Ребенок сначала проходит тестирование, затем компьютер, проанализировав результат, корректирует комплекс игр индивидуально для тренировки ослабленных функций.

Мы неоднократно упоминали о неэффективности наказаний ребенка с СДВГ, но если вы считаете наказание правомерным, оно должно следовать сразу за провинностью. Иначе из-за рассеянности внимания ребенок не поймет взаимосвязь.

Подводя итог, еще раз перечислим основные аспекты, чем и как родители могут помочь ребенку с СДВГ:

  • диагностика и комплексный подход в лечении;
  • обязательное выполнение всех рекомендаций специалистов;
  • основной способ взаимодействия и обучения необходимым навыкам — игры, в том числе, шумные и подвижные;
  • спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее.

Помните, что несмотря ни на что вы любите своего ребенка. Просто ему нужно уделять чуть больше внимания, и необходим творческий подход в воспитании и обучении!

Елена Алексеева, психолог

Признаки гиперактивности у детей до 3 лет Достаточно ли ребенку вашего внимания?

В быстром ритме жизни часто не замечаешь, что ребенку не хватает родительского тепла, ласки и любви, даже игр с мамой и папой. Портал Я – родитель предлагает вам пройти тест, который определит, достаточно ли вы уделяете ребенку своего внимания.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/giperaktivnyy-rebenok-kak-pomoch/

Гиперактивность у детей: признаки, причины и помощь родителей

«Настоящий ураган», – именно это определение слышат мамы и папы в адрес своих гиперактивный детей. Такие малыши в младенчестве постоянно пытаются вылезти из коляски и кроватки, в дошкольном возрасте их очень сложно увлечь сказкой или тихой игрой хотя бы на 10-15 минут.

Признаки гиперактивности у детей до 3 лет

Бороться с их импульсивностью приходится регулярно. Что делать родителям с детской гиперактивностью? Как узнать, гиперактивен ли ваш ребенок?

Прежде всего, следует помнить, что не каждый активный и деятельный проказник страдает данным расстройством. Если у детей энергия бьет ключом, они непослушны и упрямы, кричат и топают ножками, это еще не означает, что они больны.

Иногда и спокойный ребенок может плохо себя вести и демонстрировать приступы гнева. Энергичный и любопытный малыш, с самого утра начинающий познавать окружающий мир, должен радовать, а не беспокоить родителей.

Что такое гиперактивность?

В медицинской и психологической литературе под этим состоянием понимается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Еще одно название данного заболевания – гиперкинетическое расстройство, которое характеризуется непоседливостью, множественными суетливыми движениями и невнимательностью.

У мальчиков СДВГ встречается в несколько раз чаще, чем у девочек. Специалисты видят источник подобного распределения в том, что новорожденные мужского пола обычно крупнее при рождении, что может привести к различным повреждениям.

Еще одна возможная причина – отделы головного мозга, отвечающие за регуляцию и контроль, созревают у мальчуганов гораздо позже.

Педиатры приводят довольно неутешительную статистику – количество детей с гиперкинетическим расстройством постоянно увеличивается. В настоящее время отдельные симптомы нарушения встречаются у 39% дошкольников и примерно у половины младших школьников.

Признаки гиперактивности у детей

Родителям необходимо знать, в каком возрасте и каким образом проявляется гиперактивность. Однако в силу многочисленности симптомов не следует самостоятельно ставить диагнозы и делать выводы. Если вы подозреваете у своего чада гиперкинетический синдром, обязательно обращайтесь к доктору.

Первые признаки этого расстройства можно заметить уже у новорожденного. Гиперактивный младенец отличается:

  • чрезмерным реагированием (плач, крики) на манипуляции родителей;
  • повышенной чувствительностью к звукам, яркому освещению, температуре окружающей среды, тактильным ощущениям;
  • плохим сном (трудно засыпает, постоянно просыпается);
  • суетливостью (его конечности постоянно находятся в движении).

И все же говорить о гиперактивности младенцев сложно, так как симптоматика очень размыта и может относиться к другим возрастным особенностям – прорезыванию зубов, переходу на искусственное вскармливание и т.д.

Явные симптомы СДВГ чаще всего проявляются с момента поступления в садик, поскольку ребенок попадает в другую среду с более жесткими и четкими правилами и требованиями.

Гиперактивного дошкольника и младшего школьника отличают следующие особенности поведения.

  1. Дефицит внимания. Ребенок не способен надолго сосредотачиваться на одном занятии, даже интересном для него – просмотр мультиков, собирании конструктора, прослушивании сказок. Что уж говорить про сидение за партой и решение примеров? Именно из-за невнимания такие ученики испытывают серьезные трудности с учебой.
  2. Импульсивность. Чрезмерно активные дети всегда торопятся, поступают необдуманно, не могут дождаться своей очереди. Они перебивают учителя или воспитателя, поэтому отношения с педагогами оставляют желать лучшего.
  3. Лишние движения. Малыша нельзя застать в состоянии покоя – он постоянно бегает, прыгает, скачет с места на место. Если его усадить на стул, он начнет стучать ногами или подпрыгивать. У него богатая мимика, расторможенная мелкая моторика.
  4. Перепады настроения. Педагогам и родителям непросто разобраться в чувствах и эмоциях ребенка. Он непредсказуем, причем эмоциональные вспышки случаются без очевидной на то причины. Малыш может в один момент жестоко стукнуть сверстника, а уже через 10 минут мило с ним беседовать.
  5. Плохая память. Особенности внимания, повышенная отвлекаемость и импульсивные поступки приводят к тому, что дети зачастую пропускают мимо себя много нужной информации, плохо запоминают и усваивают учебный материал.

Причины возникновения гиперактивности

К факторам, которые провоцируют появление гиперкинетического расстройства, специалисты относят:

  • осложнения при беременности – если будущую маму на протяжении девяти месяцев мучило высокое давление, сильные токсикозы, у плода наблюдалось кислородное голодание, то риск развития СДВГ у ребенка повышается в несколько раз;
  • неблагоприятные роды – недоношенность, быстрые или, наоборот, затяжные роды, искусственная стимуляция и применение средств для родовспоможения могут вызвать гиперактивность;
  • наследственность – если у одного из родителей в детстве наблюдались явные симптомы данного заболевания, то вероятность расторможенного поведения у ребенка также существенно возрастает.

При наличии одного или нескольких провоцирующих факторов необходимо наблюдаться у невролога, особенно малышам, которые не достигли двухлетнего возраста.

Ранняя коррекция неврологических проблем поможет избежать существенных сложностей в будущем.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Многие родители, в чьей семье появился беспокойный малыш с СДВГ, совершенно не представляют, как воспитывать такого непоседу. Одни взрослые начинают кричать, другие вводят строгие меры дисциплины, третьи – вообще опускают руки.

Что же делать с детской гиперактивностью?

  1. Обратитесь за помощью к доктору для постановки точного диагноза. Обследование состоит из нескольких этапов: сбора анамнеза, психологических тестов, диагностики на специальном оборудовании – электроэнцефалографе и аппарате магнитно-резонансной томографии.
  2. Лечение СДВГ с помощью фармакологических препаратов назначает только доктор. Статистические данные говорят о том, что лекарства оказывают положительное воздействие на 80% гиперактивных детей. У них улучшается внимание, повышается самоконтроль.
  3. Необходимо ставить перед ребенком четкие, конкретные задания и поручения. Отвлекаемые дети не могут удержать в памяти многосоставную инструкцию. «Собери машинки, вымой ручки и садись за стол» – эта фраза даже для пятилетнего непоседы слишком сложна. Разбейте ваше указание на несколько частей и выдавайте указания по мере выполнения.
  4. Малыши с гиперкинетическим расстройством плохо воспринимают слова «нет» и «нельзя». Старайтесь предоставлять ребенку альтернативу. Например, вместо категорического запрета «Нельзя бегать по лужам» говорите: «Давай-ка пройдемся по сухой дорожке».
  5. Дошкольники пока не имеют четкие временные представления, поэтому следить за выполнением поручений придется родителям. Заранее предупреждайте детей об ужине и отходе ко сну: «Через 15 минут мы пойдем ужинать». В этом случае у ребенка будет время убрать игрушки.
  6. Дайте выход избыточной энергии и двигательной активности. Старайтесь чаще гулять с гиперактивным малышом на свежем воздухе, посещайте аттракционы, катайтесь на самокате или велосипеде, играйте с мячом. Попробуйте записать ребенка в спортивную секцию или в бассейн.
  7. Малыш нуждается в строго определенном распорядке дня. Он должен вставать и засыпать в одно время. Выработанные ритуалы помогут ему успокоиться и стать более собранным.

Самое главное, что должны понять мамы, – дети с гиперактивностью не хотят им досадить, детские поступки не продиктованы вредностью или плохим характером. Недостатки поведения связаны с особенностями психики и состоянием здоровья.

И помните, что ваш отпрыск ничем не хуже остальных детей. Он точно также нуждается в материнской любви и понимании. Только при родительской заботе и соблюдении врачебных рекомендаций вы сможете вырастить из маленького непоседы спокойного молодого человека.

Источник: https://www.mapapama.ru/children/diseases/giperaktivnost-u-detej

Советы психолога, что делать родителям, если ребенок гиперактивный – 9psy.ru

Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?

Читайте также:  Конфликты между родителями и детьми: причины

Что такое синдром гиперактивности?

Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6—8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.

Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.

Виды СДВГ

На сегодняшний день выделяют:

  1. Гиперактивность без нарушения внимания;
  2. Нарушение внимания без гиперактивности;
  3. Гиперактивность с нарушением внимания.

Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
  5. После 7—8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.

Рекомендуем ознакомиться:  Правильное детское воспитание

Признаки гиперактивности у детей до 3 летПочему возникает эта проблема?

Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:

  • Наследственный фактор;
  • Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
  • Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
  • Социальный фактор.

Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.

Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка.

Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве.

А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога.

Она направлена на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов.

Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Рекомендуем ознакомиться:  Как правильно учить детей разговаривать

Советы родителям

Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.

Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.

Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.

Источник: https://9psy.ru/deti/sovety-psihologa-chto-delat-roditelyam-esli-rebenok-giperaktivnyy

Гиперактивный ребенок ????: что делать родителям — советы психолога, пути коррекции

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом.

Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут.

Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте — к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение — это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию.

Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов.

Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза.

Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил — говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша — нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня.

Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка — она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков.

Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у ребенка в 5 лет истерики?

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога.

Прежде всего, помочь ему должны родители — воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога).

Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как воспитывать ребенка правильно? Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
  6. Воспитывать малыша — значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии — это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.
Читайте также:  Как научить ребенка разговаривать - как правильно помочь

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: игры для гиперактивных детей Когда ребенок посещает интересные ему занятия — спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойнымЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как и чем можно заниматься с ребенком в 6 месяцев?

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 6 лет не слушается старших?

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне.

    Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным — к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.

  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему.

Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива.

Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие успокаивающие детские чаи: рейтинг

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок — это полноценный член общества со своими особенностями психического развития.

Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека.

Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/giperaktivnyj-rebenok.html

Признаки гиперактивности у ребенка

Гиперактивный ребенок — какой он? Каковы причины гиперактивности? Что делать в подобной ситуации?

Гиперактивный ребенок — какой он? Каковы причины гиперактивности? Что делать в подобной ситуации?

Как правило, таких детишек называют «моторчиками», «с вечным двигателем» или «как на шарнирах», ведь они постоянно в движении, не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем», «почему». Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу.

В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка.

Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на вышеперечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

Сначала следует установить причину гиперактивности ребенка, проконсультироваться со специалистами. В случае если невропатолог назначит лечебный курс, массаж и соблюдение особого режима, нужно строго следовать его предписаниям.

Важно создать вокруг вашего чада спокойную, благоприятную обстановку, так как малейшие разногласия в семье только заряжают ребенка негативными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно быть спокойным, мягким, так как тот восприимчив к настроению своих родителей и близких людей.

Нужно соблюдать единую линию в поведении всех членов семьи в воспитании гиперактивного ребенка.

Не следует допускать переутомления ребенка, превышать нагрузку и усиленно заниматься с ребенком, к примеру, отдавать его сразу в несколько кружков или секций, перескакивая через имеющиеся возрастные группы. Все это приведет к ухудшению в поведении вашего ребенка.

Чтобы не допускать перевозбуждения, невероятно важно соблюдать режим дня, в который должен входить дневной сон, ранний вечерний отход ко сну, смена подвижных игр со спокойными играми и т.п.

Чем меньше замечаний такому ребенку вы будете делать, тем лучше, старайтесь переключать его внимание на что-либо другое. Помните, гиперактивные дети особенно нуждаются в похвале, нужно делать это как можно чаще, даже по незначительному поводу. Но хвалить не следует слишком эмоционально, чтобы не вызвать у ребенка перевозбуждения.

  • Старайтесь, чтобы просьбы к ребенку не несли в себе сразу несколько указаний.
  • Беседуя с ребенком, смотрите ему прямо в глаза.
  • В целях развития общей организации движений и моторики гиперактивных детей не мешает приобщать к занятиям танцами, теннисом, каратэ либо плаванием.
  • Нужно приобщать ребенка к подвижным играм, научить понимать цель игры и планировать игру, подчиняться ее правилам.
  • Воспитывая гиперактивных детей, не нужно впадать в крайности: с одной стороны, проявлять излишнюю мягкость, с другой — предъявлять повышенные требования, которые тот не в силах выполнить, а уж тем более, если все это будет приправлено наказаниями.
  • Не жалейте сил и времени на то, чтобы сформировать у вашего чада послушание, самоорганизацию, аккуратность, развить у него способность планировать работу и доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за совершенные поступки.

Чтобы во время выполнения домашних заданий улучшить концентрацию внимания, необходимо по возможности убрать все отвлекающие и раздражающие факторы, это должно быть тихое и спокойное место, чтобы тот смог сосредоточиться на работе. Каждые 15-20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв.

  1. Обсуждайте с ребенком его поведение и в спокойной, доброжелательной форме высказывайте имеющиеся замечания.
  2. Невероятно важно повысить самооценку у ребенка, уверенность в его собственных силах.
  3. Не забывайте, такие дети еще больше других нуждаются в теплоте, заботе, внимании и любви.

Источник: https://www.passion.ru/mama/detskoe-zdorove/priznaki-giperaktivnosti-u-rebenka-26577.htm

Ссылка на основную публикацию