Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Дошкольный возраст — это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыПодготовка к школе — главная задачи дошкольного возраста

Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен

Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.

  • До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.
  • Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.
  • В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:
  • основы индивидуальных психологических особенностей ребенка;
  • формируется фундамент социально-нравственного развития личности.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыОсновные периоды дошкольного возраста

Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:

  • главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
  • значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
  • дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.

Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыК дошкольникам нужен особый педагогический подход

Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья – это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.

Основные направления дошкольного воспитания

Процесс воспитания детей-дошкольников условно делится на две части:

  • первая – это процесс подготовки к школе,
  • вторая представляет процесс, развивающий определенные личностные качества детей.

С уверенностью можно констатировать, что те детки, которые посещают детские дошкольные учреждения и осваивают образовательные программы, получают более полное образование на этом этапе обучения.

Особенности воспитания дошкольника в семье

В процессе воспитания детей дошкольного возраста, родителям следует ознакомиться с простыми правилами и действовать в соответствии с ними.

Воспитание своих детей основывается на личном примере – об этом ни в коем случае нельзя забывать. Ссоры в семье, грубость, невнимание близких людей друг к другу, неопрятность, дурные привычки, — ребенок впитает в себя весь этот негатив и отобразит, как в зеркале.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыВоспитание в семье — главное в дошкольном возрасте

Старайтесь чаще обнимать своего любимого ребенка. В ваших объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты. Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день – не менее восьми.

Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними — ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование.

Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыПозитивное настроение — важное условие гармоничного развития

С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать вас, уметь высказать свои проблемы.

Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ваш карапуз с самого раннего возраста должен научиться Вам доверять. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог.

Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье.

Как учить? Только своим собственным примером. Папа помогает маме накрывать на стол, а потом моет посуду. Пусть сынишка вместе с папой приберет на кухне, а маму мужчины отправят отдохнуть, поблагодарив за ужин.

Банальный пример, но мальчуган будет знать, что мужчина отвечает за женщин, что он сильнее. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами.

Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыНадо воспитывать ответственность у детей

Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового.

Самое главное – надо любить своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. В конечном итоге эксперименты могут детскую расстроить психику.

Чем должны руководствоваться родители в воспитании и образовании будущего школьника

Что нужно принять к сведению родителям, чтобы воспитание было разумным? Существуют разные программы помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Родителям будет совершенно не лишним почитать специальную литературу.

Какие качества следует воспитывать в ребенке?

  • дети должны вырабатывать усидчивость – это важно для дальнейшего обучения в школе;
  • у детей нужно стимулировать процесс познания, поощрять его любопытство и помогать в решении разных заданий. Школьные программы довольно серьезны, не имею интереса к познанию, учиться ребенку будет трудно;
  • логическое мышление, умение делать заключения и выводы – эти качества так же очень важны, старайтесь приучить ребенка не только логически мыслить, но и уметь делать выводы.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыЛогическое мышление формируется с помощью развивающих игр

Есть замечательное высказывание: чем будешь удобрять, то и прорастет. Возможно, оно несколько грубовато, но суть его верна в корне. В ребенка надо вкладывать любовь, заботу и внимание, тогда в ответ родители получат то же самое.

Образование и воспитание детей в детских учреждениях

Программы дошкольного образование предполагают, что процесс обучения осуществляется в форме занятий. Во время занятий педагоги-воспитатели взаимодействуют с малышами. У детишек формируются трудовые и спортивные навыки, ведется их умственное и эстетическое развитие.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыЗанятия в детских учреждениях проводятся согласно методических планов

Каждым педагогом в процессе занятий используются определенные методы обучения. Дошкольное образование классифицирует такие методы следующим образом:

  • Словесные предполагают применение словесных объяснений, ведение диалогов с детьми, ответы на вопросы. Деткам дошкольного возраста свойственно быстро впитывать себя новое, развиваться, поэтому процесс обучения постепенно усложняется.
  • Наглядные предполагают, что на занятиях используются предметы и картинки, иллюстрации и дидактические наглядные материалы.
  • Практические – это возможность использовать полученные навыки в реальной жизни, в общении с другими детьми и взрослыми. Для совершенствования практических навыков, учебные программы рекомендуют специальные упражнения.
  • Игровые – имитация и проигрывание жизненных ситуаций через игры.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыРоль игры в развитие различных качеств

Для дошкольников свойственно играть. Через игры детки познают реальный мир. Программы обучения включают в себя много игровых элементов. Воспитание детей, включающее игровые элементы, самое эффективное.

Дошкольное образование, чаще всего, использует обучающие игры, которые очень важны во всем обучающем процессе. Часто занятия проводят в виде игр дидактического типа. Особенностью таких обучающих занятий являются разные варианты, предлагаемые для принятия решений.

Наличие нескольких вариантов дает возможность детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора.

Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста

Имеется много различных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста. Популярны такие программы, как, «Детство», «Радуга». Каждое детское дошкольное образовательное учреждение вправе выбирать программы, которые будут основными.

Все эти программы соответствую государственным стандартам дошкольного обучения. Обычно, детские сады выбранные программы используют пять лет. Это период, когда малыши поступают в детсад и до выпуска. Администрация и педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями.

Они рассказывают папам и мамам, что это за программы, какой результат поучают и насколько они эффективны.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методыПатриотическое воспитание с младшего возраста — важный этап

Итак, в плане формирования умений и навыков, воспитания и обучения малышей-дошкольников, большая роль отводится детским садам и школам или группам раннего развития.

Существуют специальные методики, программы, которые способствуют тому, что у детей развивается логика, стимулируется тяга к познанию мира, мышление, прививается любовь к знаниям.

Конечно, программы имеют плюсы и минусы, поскольку направлены на речевое развитие, либо на математическое обучение. Есть эстетические направления и художественные. Но самым главным является то, что все программы предполагают не только общее групповое обучение, но и индивидуальный подход.

Занятия с психологом в детском саду

Родители должны изучать литературу, материалы по программам дошкольного обучения и воспитания. Детские психологи есть практически в любом детском саду. Родителям не надо стесняться подходить и обсуждать свои проблемы и просто беседовать по вопросам эффективного воспитания детей.

Важно знать, что никакие программы не заменят живое общение. Родители должны уделять своим малышам как можно больше внимания, играть с ними, гулять, беседовать, больше проводить времени на отдыхе.

Только при поддержке и участии в воспитании в дошкольном возрасте со стороны взрослых, ребенок может получить достойное образование в будущем.

Читайте также:  Агрессивное поведение детей дошкольного возраста: причины и проявление

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/vospitaniye-i-obrazovaniye-doshkolnikov.html

Концепция дошкольного воспитания 1989

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Концепция счастливого, не закованного в гранит, детства была изложена в 1989 году временно созданной научно-исследовательской группой педагогов «Школа». Подобные временные коллективы (ВНИК) показали свою эффективность при работе над многими проектами. Особая форма объединения специалистов, цель которой разработка методологической системы. Коллективная форма подготовки концепции позволяет охватывать широкий круг вопросов с разных сторон. Как правило, во ВНИК входят как опытные с большим стажем педагоги, так и молодые специалисты.

Подобный подход позволил в 1989 году изложить принципиально новую концепцию гуманизации дошкольного воспитания детей. Окончательной целью воспитания, согласно изложенной концепции,является становление разносторонне развитого ребенка с нормальными психическими и интеллектуальным уровнем.

О концепциях

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Под термином «концепция» принято понимать определённый ведущий замысел или идею, которую авторы доносят. В концепции дошкольного воспитания, которую приняли в 1989 году, развернуты основные идеи воспитания, которые должны быть взяты на вооружение всеми учреждениями и специалистами, работающими с детьми. Замыслы, изложенные в концепции не единичны и не разрознены, они объединены в систему рекомендаций и подходов для работы с детьми, которые еще не начали ходить в школу.

Сама по себе система воспитания должна совпадать с государственными целями и задачами общества. Изложенные цели должны быть сформулированы в концепции. Сами концепции должны конкретизировать шаги по достижению цели, которые закрепляются документально. Программ, подкрепляющих замысел, может быть много, важно чтобы они не вступали в противоречие друг с другом и поставленными задачами.

Педагогическая концепция 1989 года – это первый документ дошкольного воспитания, который предложил педагогике использовать личностно-ориентированный подход для развития детей в Российской федерации. В сформулированной концепции от 1989 года:

  • Закреплены цели воспитания;
  • Сформулированы принципы воспитания для дошкольных образовательных учреждений.

Гуманистическая концепция 1989 года определила детство не как период перехода к учебной взрослой жизни, а как уникальное само по себе время. Авторы доносят идею что период детства не должен быть жестко регламентирован. Он важен сам по себе и как этап закладки фундамента зрелой полноценной личности.

Предпосылки появления гуманистической модели воспитания

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Появлению новой концепции воспитания способствовали социальные и политические проблемы развития современного общества. В начале прошлого века основные концепции содержания дошкольного образования сменяли друг друга, так в 30-е годы ведущей концепцией было воспитание коллективной и идейной направленности, в 40-е годы у дошкольников стремились развивать патриотизм и интернациональность. Это продолжалась до середины 50-х годов прошлого века, в этот период педагоги считали важным подход, который бы приковывал внимание к развитию уровня интеллекта.

Позже, со сменой политического режима в стране сменился и фокус развития дошкольников, важным стало обогатить каждый период жизни малыша детского сада особенными переживаниями за счет активной смены деятельности.

Уже после этого ведущей концепцией стала принятая в 1989 году идея системы дошкольного воспитания, которая требовала снизить авторитарность педагогической работы с детьми.

Стало важно гуманизировать подход дошкольных образований, в частности,детского сада к личности ребенка и кардинальным образом изменить взгляд на период детства как на временный.

Авторы, члены группы разработки В.А.Петровский и В. Давыдов призывали смотреть на ребёнка и развивать его с учетом индивидуальных способностей, особенностей личности. Следовательно, фокус работы с детьми сменился с учебно-деятельного на личностно-ориентированный.

Разница в подходах

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Суть гуманизации образования проявилась в изменении направления работы с детьми, педагогика развернулась от требований получения ребенком навыков и умения знаний на формирование эмоционально-благополучного, гармоничного развития с учетом индивидуальных особенностей.

Если в более ранней модели методами, при помощи которых общались с малышами детского сада, были принуждения, угрозы или запреты, то согласно новой концепции 1989 года доносить до детей информацию нужно с позиции понимания. То есть важно самому педагогу проявлять эмпатию и умение вставать на место другого человека, так и учить этому детей.

Если ранее доктрина предписывала жестко контролировать, а самое главное – руководить детьми дошкольного возраста, то в модели ориентированной на воспитание личности важно научить ребенка сотрудничать и самому педагогу выстраивать эффективное взаимодействие.

Если до 1989 года нормальным итогом воспитания считалось полное подчинение и умение четко следовать инструкция взрослого, то при реализации концепции важно стало увидеть здоровое развитие личности.

Важно научить детей детского сада не бояться высказывать свою точку зрения, мыслить свободно и широко.

  • Программы развития в соответствии с концепцией дошкольного образования от 1989 года.
  • В принятом педагогическом подходе концепции заложена инновационность мыслей и идей в отношении:
  • Охраны здоровья;
  • Принципов работы с детьми;
  • Учета особенностей возраста;
  • Воспитания ценностей и так далее.

Это приводит к необходимости изменения требований к реализации системы оценивания качества результатов дошкольного образования в детском воспитательном учреждении.

Важная роль периода детства, как основы для формирования зрелой личности

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Если мы хотим в будущем получить полноценного психически и физически развитого человека, прежде всего личность, то периоду до школы должно быть уделено особенное внимание. Но не как этапу подготовки к будущей жизни, а именно как ее фундаменту.

В детстве закладываются основы для общего и специального развития малыша.

Результатом является появление правильных новообразований к моменту перехода в школу. Методы, которые предлагают использовать авторы концепции– игровые. Причем игры должны соответствовать возрасту ребенка. Посредством игр дети осваивают речь, основы межличностного общения, тренируют память внимание вырабатывают терпение и характер.

Задача педагогов создать игровую деятельность таким образом, чтобы развивались когнитивные способности ребенка. Лучше этому способствуют традиционные игры детей соответствующего возраста. Они позволяют привить общечеловеческие ценности, обучить использованию простых и доступных по возрасту орудий.

При этом важно не допустить нажима или искусственного опережения в стремлении ускорить развитие способностей ребенка.

Обучение должно строиться с учётом индивидуального темпа и режима усвоения. Давление со стороны педагогов может привести к психологическим проблемам и задержкам развития.

Роль наставников должна заключаться в постепенном подведении к определённым результатам. Подобная тактика позволит ребенку перейти на новый уровень детства. При этом на каждом новом витке развития в детстве малыш приобретает все новые черты и особенности. Поэтому важно разумно сочетать возрастной подход и собственный индивидуальный темп усвоения.

Услышать ребенка: цели и принципы гуманизации

Если в учебно-дисциплинарной модели общение с ребенком сводилось к задаче выдать как можно больше знаний, привить навыков и умений, а действовать предлагалось методом приказов, наказов и в конечном счете окриков, то в личностно-ориентированном варианте построение отношений с ребенком должно строиться на других принципах.

В частности, не на наставлении типа «Делай как я», а на модели «Давай сделаем вместе с тобой». Различия в подходах в общении взрослого и малыша отражаются и на конченом результате.

Если в первом случае ребенок – объект, на который педагог направляет силы, то в новой изложенной концепции, он активный деятель. Роль педагога сводится в задаче всячески содействовать развитию малыша, направлять его к обучению, чтобы не возникало тупиков.

При этом, если ранее овладение знаниями и навыками были целью обучения, то сейчас на получаемые знания детьми смотрят как на средство, которое способствует личностному росту.

Для самих педагогов важно изменить подход к работе, они не должны обучать с жесткой назидательной позиции, их главная задача – создавать соответствующие условия: игровую обстановку соответственно возрасту, творческие задания, свободу выбора средств, полноправное общение, то есть полное отсутствие манипуляторных техник. Подобный стиль общения и обучения предполагает развитие воображения и мышления, не знающего ограничений из-за страха неудач. Подход с ориентацией на личность не отменяет системную работу по обучению и воспитанию.

Шаги к физически здоровому ребёнку

В концепции 1989 года особое внимание уделяется физическому развитию, как части гармоничной зрелой личности.

Без должного уровня физподготовки и мероприятий по закаливанию сложно вырастить здорового ребенка.

Накопленная статистика болезней: простудных, в том числе хронических, нарушений обмена вещества свидетельствует о недостаточном поощрении естественной двигательной активности детей и средствах для ее развития.

Задача педагогов – способствовать тому, чтобы ребёнок не только удовлетворял свою естественную потребность в движениях, но еще и стремился к здоровому образу жизни как обязательной черте психологически и физически здоровой личности. Кроме того, важно продумать оптимальное количество занятий и набор спецоборудования.

Но не только занятия физкультурой способствуют сохранению здоровья ребенка, важно уделить место гигиене и профилактическим мерам. К примеру, большинство детей нуждаются в коррекции зрения, осанки, простудных заболеваний и так далее.

Воспитание детей должно проводиться с учетом возраста

До того момента как ребенок пойдет в школу, он должен эволюционно пройти три возрастных периода:

  • Младенчество;
  • Ранее детство;
  • Дошкольный.

Каждый период имеет четкие возрастные границы, которые обусловлены ростом способностей малыша. Так, младенческий длится от рождения до 1 года, раннее детство – это период с 1 года до 3 лет. Когда малышу исполняется 3 года, он вступает в фазу дошкольника. Этапы идут строго последовательно и каждый из них становится плацдармом для следующего, переставить их во времени нельзя.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Так, например, в дошкольный период у ребенка формируется фундамент для эмоционального и волевого развития. Он учится постигать точку зрения другого человека, осознавать свои и чужие мотивы, эмоции и ощущения, при этом его собственное поведение все больше теряет свойства произвольности. Он овладевает способностями контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации.

Читайте также:  Препараты при гиперактивности у детей: обзор лекарств

Самооценка растет, если взрослые или сверстники похвалят, завышенная самооценка возникает чаще, чем заниженная, потому что ребёнок пока не в состоянии давать себе адекватную оценку.

В его действиях и мышлении появляется больше рассудительности и взвешенности. В общении со сверстниками он относит себя к определенной группе и способен сверить свое поведение с ней.

Дошкольный период формирует прочный фундамент для ступени обучения и закладывает основы ценностей.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

При личностно-ориентированном подходе в дошкольный период становится важным приобщение к ценностям жизни, но не методом назиданий и поучений, а при помощи создания правильной ценностной среды и деятельности.

Педагог помогает развивать внимание к природе и окружающему миру, к внутренним переживаниям, к самому себе и людям. Культивирует ценности бережного преобразования и т.д.

Через формирование ценностных основ и происходит процесс становления прочного, правильного фундамента личности. При этом основной деятельностью образования остается игра.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Образовательная концепция 1989 года – это одновременно эволюционный и революционный шаг в педагогике. Появление гуманистического фокуса в воспитании детей позволяет получать больше зрелых и свободомыслящих, талантливых личностей.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/koncepciya_doshkolnogo_vospitaniya_1989.html

Современное дошкольное воспитание детей

Дошкольное воспитание в России определяется Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Именно этот документ, наряду с Федеральным законом «Об образовании» и Государственными стандартами обучения, декларирует принципы обучения детей дошкольного возраста.

Терминология

Концепция дошкольного воспитания — это документ, заявляющий текущие принципы воспитания подрастающего поколения. Рабочие программы воспитателей детских садов поясняют и раскрывают эту концепцию, объясняют и перечисляют методы воспитания дошкольников.

Педагогическая психология определяет особенности развития психики обучающихся, выявляет закономерности воспитания детей дошкольного возраста, на которых строится вся образовательная система.

Психология разрабатывает базис для педагогики, превращающий законы возрастной психологии в дидактические принципы.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста — одна из самых важных и сложных задач образования. Ведь на этом этапе начинается долгий путь социализации маленького человека, его дорога к становлению полноценным членом социума. Дошкольное воспитание — это отправная точка путешествия, знакомство с главными правилами жизни общества.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Принципы и цели

Принципы воспитания представляют собой главные ориентиры, организующие огромную и сложную систему воспитательной работы. Именно они определяют цель воспитания, его задачи и формы.

Цель воспитания представляет собой систему ценностей, которая может быть разобрана на части — задачи. Воспитательные задачи делятся на общие и конкретные, сейчас же, в связи изменениями, происходящими в нашем обществе и в школе, можно констатировать противоречие в определении конкретных задач воспитания. Со временем это противоречие не только не разрешается, но и становится еще острее.

Формы и методики

Как пример конкретной задачи воспитания дошкольников можно привести воспитание нравственных качеств — смелости, ответственности, патриотизма. Однако, что современное российское общество понимает под словом патриотизм? Это спорный вопрос, который наглядно иллюстрируют вышеописанное противоречие.

Формы воспитания — это способы организовать коллективную или индивидуальную деятельность учащихся. Например, формой воспитания является игра, во время которой дети примеряют на себя роли различных членов общества и пытаются смотреть на мир с другой точки зрения. В дошкольном возрасте это весьма трудная задача.

Современные методики воспитания детей дошкольного возраста включают развивающие и обучающие задачи, поскольку именно такой подход является главным законом дидактики. Например, при проведении ролевой игры к обучающим задачам можно отнести усвоение правил, а к развивающим — необходимость произнести определенные слова, чтобы речь ребенка совершенствовалась.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Этнокультурализм

В современном обществе, стремящемся к мультикультурализму, существует заказ на поликультурное самосознание. В то же время не следует забывать и об этнокультурном. В этом есть некоторый намек на противоречие, однако продуктивнее будет рассматривать это сочетание как преследующие различные цели, хоть и взаимосвязанные.

В России этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста базируется на принципе народности, выдвинутом выдающимся отечественным педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Он считал основой воспитания родной язык, обычаи и традиции народа, изучение истории родной страны.

Этнокультурное воспитание в современной системе образования следует считать фундаментом патриотического воспитания, поскольку его целью является приобщение детей к духовным ценностям, родному языку, культуре, то есть к основным компонентам родного этноса, естественно, через призму этнокультурной специфики социума.

Кроме того, современный этнокультурализм стремится к гармонизации национальных и «общечеловеческих» ценностей, препятствует всяческим намекам на нетерпимость, используя так называемый принцип сравнительного обобщения.

Он предполагает, что, подчеркивая специфичный феномен родной культуры, важно отметить и то общее, что объединяет все этносы.

Таким образом, этнокультурное воспитание движется от принципа осознания своей идентичности и уникальности к пониманию многообразия этносов, к диалогу между ними и выстраиванию положительного взаимодействия с людьми. Эта цель этнокультурного воспитания носит название этнокультурной компетенции.

Поликультурализм

Другим важнейшим запросом современного общества является поликультурное воспитание дошкольников. В России социокультурная среда всегда была полиэтнична, поэтому данный аспект занимает особое место в системе образования.

И если задачей этнокультурного воспитания является любовь к Родине, российской цивилизации, то в поликультурализме на первое место выходит толерантность, то есть уважение к другим народам, культурам и их ценностям.

Поликультурное воспитание прививает общекультурные качества, которые в будущем позволят гражданам России успешно выстраивать отношения с представителями иных этнических групп и общностей.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Непрерывность воспитания

Воспитание детей дошкольного возраста — это крайне трудоемкий и, главное, непрерывный процесс. Ошибочно утверждать, что, находясь в детском саду, ребенок непрерывно является субъектом воспитания, а придя домой, отдыхает, остановившись в своем развитии. Худшее, что могут сделать родители, — это «свалить» воспитание малыша на детский сад и устраниться самим.

Для успешного развития детей дошкольного возраста необходимо продуктивное взаимодействие родителей и воспитателей. Важно понимать, что дошкольное воспитание — это тяжелый труд для всех участников процесса: для воспитателей, родителей и самого ребенка.

Если воспитанник в детском саду слышит и видит одно, а дома совсем другое, то впрок такое противоречие явно не пойдет. Поэтому педагоги и психологи всегда готовы пойти на помощь, давая советы родителям дошкольников, проводя с ними беседы, разъясняя что-то непонятное и т. д.

При этом необходимо помнить, что и родитель должен при необходимости прийти на помощь педагогу, например, пояснив характер ребенка, рассказав о его особенностях и привычках.

Поощрение и наказание

Образование начинается в семье. Традиционная педагогика считает золотыми правилами воспитания поощрение, наказание и личный пример. Наказание и поощрение — базовые правила определения хорошего и плохого в жизни маленького человека.

Критерии добра и зла отнюдь не являются врожденными, как утверждали некоторые немецкие философы. Для ребенка добро — это его личное благо, а зло — то, что причиняет ему дискомфорт.

В воспитательном процессе он учится абстрагироваться, смотреть на ситуацию с разных точек зрения, таким образом получая традиционные представления о том, что хорошо, а что дурно.

Дошкольное воспитание детей: концепция и методы

Поощрения и наказания играют роль помощников в определении зла и блага, давая ребенку возможность по ним ориентироваться в такой сложной окружающей его системе правил.

Естественно, поощрение далеко не всегда предполагает торжественную покупку дорогой игрушки в магазине, а наказание — долгое стояние на горохе в углу.

Одобрительный взгляд и укоризненное молчание дети чувствуют не хуже, а то и лучше взрослых, более того, зачастую это действует гораздо сильнее материальных подарков.

Личный пример

Воспитывать личным примером сложнее всего. С началом сензитивного периода ребенок, словно губка, впитывает окружающий мир. Ничто вокруг не скроется от его любопытства, а мама и папа — подавно. Поэтому у родителей нет права на ошибку, ведь их действия объяснят ребенку намного больше, чем их же слова, а тем более слова воспитательницы или окружающих детей.

Безусловно, и взрослым людям тяжело постоянно вести себя безукоризненно. Однако важно помнить, что это обязанность ответственных родителей, желающих своему ребенку занять достойное и уважаемое место в обществе.

Если малыш заподозрит, что мама или папа на словах декларируют одно, например, что ругаться нехорошо и некрасиво и нельзя так делать, но в то же время не стесняются при любом удобном случае употребить несколько «запретных» слов, то и сам дошкольник в скором времени заставит впасть в ступор воспитательницу от обилия обсценной лексики в речи. И мантра «мы так поступаем, а ты не должен» не работает, ведь, как уже говорилось выше, действия куда важнее слов.

Работа с детьми — тяжелый труд, в котором работает и общество, и государство, и родители, и система образования. Все стараются не допустить ошибок, контролировать каждый аспект на пути развития ребенка.

Именно до школы закладывается базис для всего дальнейшего образования, важно успешно привить ребенку ценности гуманизма и уважения.

Довести до того периода, в котором главным воспитателем для него станет он сам.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/metody-vospitaniya-doshkolnikov.html

Концепции воспитания детей дошкольного возраста

16 июня 1989 г.

Ребенок и общество.

«Детство — этап подготовки к будущей жизни».

Только отношение к детству, как самоценному времени жизни, делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

«Взрослый — для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок — для того, чтобы учиться и слушаться». Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей.

Значение дошкольного детства в становление личности.

Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.

Читайте также:  Истерика у ребенка 2 года что делать: как бороться

Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.

Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения. Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками.

Цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание. Лозунг: «Делай, как я!». Способы общения — наставление, наказание, нотации, окрик. Тактика — диктат и опека. Задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требования руководства.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми и занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность детей подавляется в угоду дисциплине. Игра ущемляется во времени.

Результат – взаимное отчуждение взрослых и детей; дети теряют инициативу, следовательно, формируется негативизм.

Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Цель — содействовать становлению ребенка как личности. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом, и не над, а вместе».

Задачи — развития доверия ребенка к миру, чувства радости существования, развитие индивидуальности ребенка; знания, умения и навыки рассматриваются как средство полноценного развития личности.

Способы общения — умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика — сотрудничество. Исключительное значение придается игре, позволяющей проявить собственную активность, основная форма организации детской жизни.

Результаты – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (его способностей, прав, перспектив); преодолеваются эгоцентризм и индивидуализм, формируется коллективизм; развиваются познавательные и творческие способности.

Охрана и укрепление здоровья детей.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.

Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий.

Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием на участке.

Перестройка содержания педагогической работы с детьми.

Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

Возрастной подход в воспитании и обучении детей.

В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир: период младенчества (первый год жизни ребенка), раннее детство (от 1 до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет). К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

Воспитание дошкольников.

Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать — значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.

Обучение дошкольников.

В рамках личностно-ориентированного подхода должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически человеческих способностей.

Единство воспитания и обучения.

Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности.

Организация жизни ребенка. Условия развития.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Семья, детский сад, школа.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время сводится к подготовке самого ребенка. В детском саду и начальной школе существует общая задача — сотрудничество педагога и родителей.

Воспитатель детского сада.

Личность может воспитать только личность. Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования.

Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений.

Требование уважать личность ребенка, любить детей формулировалось во всех существующих программах воспитания.

Предусмотреть многообразие и вариативность типов дошкольных учреждений в зависимости от региональных и национально-культурных условий; избавиться от гигантомании при строительстве детских садов.

Признать право сотрудников дошкольного учреждения на творческий поиск, на существование широкого разнообразия «авторских» детских садов. Ввести в состав системы дошкольного воспитания дошкольную психологическую службу.

18.(25). Сенсорное воспитание: содержание, задачи, методы и приемы.

Сенсорное воспитание — система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка.

  • Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:
  • 1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;
  • 2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;
  • 3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста.

Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др.

В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости. В программу сенсорного воспитания включена и система сенсорных эталонов — это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов.

Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям.

Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими.

Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа — обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затем он предлагает детям все это повторить.

Самое главное — организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа — формирование представлений об эталонах. В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.

В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств, предметов соотносит с определенными предметами. Например: «овал похож на огурчик», «треугольник такой, как крыша у домика».

В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа — создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности.

Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п.

Широко используются все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/2381.html

Ссылка на основную публикацию