Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста очень важный вопрос, который встает перед воспитателем, няней и родителями в период формирования детского коллектива в детском саду. Именно этот вопрос мы будем рассматривать в нашей работе.

Актуальность темы квалификационной работы заключается в том, что важно предупреждать конфликтное поведение у детей дошкольного возраста. На наш взгляд именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации.

Итак, давайте рассмотрим, почему происходят конфликты в детском коллективе, в чем причины такого поведения у детей.

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Темы выпускных квалификационных работ вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Цель и задачи работы

Цель нашей работы: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия.

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Конфликты в детском коллективе. Исходя из актуальности, цели работы нами определены следующие задачи:

1.Исследовать теоретический материал на предмет
поиска способов управления поведением детей дошкольного возраста (снятие
напряжения, избавление от злости, раздражительности)

2. Формирование педагогической копилки форм и
методов развития  навыков бесконфликтного
взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм
общения дошкольников со сверстниками.

Объект и предмет

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Конфликты в детском коллективе. Объектом работы  являются– дети дошкольного возраста.

Предметом — конфликтное поведение. Основными понятиями в нашей работе, стали следующие определения:

Основные понятия

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

• Конфликт – это форма
социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по
причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

• Конфликтная ситуация
– скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников,
включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо
противоположные цели или средства их достижения в данных условиях.

Способы реагирования детей в конфликтных ситуациях

Конфликты в детском коллективе. Наиболее характерными для дошкольников являются способы реагирования на конфликтную ситуацию:

  • Уход от ситуации или жалоба взрослому
  • Агрессивное решение
  • Вербальное решение
  • Продуктивное решение

Рассуждая над нашей
темой, мы пришли к тому, что создаватть условия для развития навыков
бесконфликтного поведения, педагог должен в детской коллективной деятельности
на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием,
радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело.

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Методики исследования уровня конфликтного поведения у детей

Конфликты в детском коллективе. Для того чтобы определить уровень конфликтного поведения у детей, на практике можно использовать следующие методики:

  1. Методика
    «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова).
  2. Методика
    «Картинки» (Калинина Р.Р).

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова)

В методике «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова)
проявление конфликтного поведения оценивается по следующим критериям:

  • причины возникновения конфликтов;
  • особенности поведения детей в конфликтной ситуации;
  • острота конфликтов;
  •  способы разрешения конфликтных ситуаций.

Причины конфликтов у детей

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Конфликты в детском коллективе. Основными причинами конфликтов является:

  • не поделили игрушку;
  • разрушение игры другими детьми;
  • разные желания по поводу развития сюжета игры;
  • ссоры по поводу распределения ролей;
  • конфликты по поводу нарушения правил игры.

Способы разрешения конфликтов

Стоит отметить, что в общем дошкольники используют два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный. Основным преобладающим является деструктивный способ (применение физической силы или разрушение игры).

Конструктивный же способ детьми дошкольного возраста используется реже. Именно на формирование умения использовать конструктивные способы разрешения конфликтов детей и стоит обратить внимание взрослым (воспитателю, няне, родителям)

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Изучение отношения ребёнка к конфликтной ситуации

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Методика «Картинки» (Калинина Р.Р)

Целью методики «Картинки» (Калинина Р.Р)
является: изучить отношения ребёнка к конфликтной ситуации.

Всем
детям раздаются картинки, на которых изображены следующие конфликтные ситуации:

  • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
  • Мальчик сломал у другого мальчика его машинку.
  • Девочка взяла без спроса игрушку у мальчика.
  • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Задача дошкольников заключается в том, чтобы понять
изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, какие бы были его
действия на месте обиженного персонажа.

В качестве оценивания, применяются способы
реагирования ребёнка на конфликтную ситуацию:

  • избегание конфликтной ситуации;
  • агрессивное решение конфликтной ситуации;
  • вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
  • продуктивный способ решения конфликтной ситуации.

ВКР «Методы работы с агрессивными детьми дошкольного возраста»: скачать бесплатно

Развития у детей навыков бесконфликтного общения

Для развития у детей навыков бесконфликтного общения, можно использовать следующие игры, которые особенно мне понравились

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Интерактивная игра «Доброе животное»

Интерактивная игра «Доброе животное» способствует сплочению детского коллектива, обучения детей пониманию чувств других, оказанию поддержки и сопереживания. В этой игре детям нужно вставать в круг и всем взяться за руки и представить: «Мы – одно большое доброе животное».

Затем дети должны послушать, как оно дышит, и подышать вместе. На вдох дети делают шаг вперед, на выдох – два шага назад. При этом ведущий говорит, что так дышит не только животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Эта игра помогает сплочению группы, дети осознают, что они единое целое.

Зачастую игра вызывает положительный эмоциональный настрой.

Игра «Ты мне нравишься»

Игра «Ты мне нравишься» направлена на развитие хороших взаимоотношений между детьми. В ходе игры детям предлагается составить одну большую паутину из клубка шерсти, связывающую всех детей между собой.

Дети должны говорить поочередно говорить о том, почему ему нравится товарищ. В результате все дети оказываются в одной паутине, говоря друг другу приятные слова. В ходе обсуждения дети высказывают свое мнение, легко ли говорить приятные вещи другим детям.

Оказывается, что не все дети способны говорить комплименты другим, для них это сложно.

Игра «Примирение»

В игре «Примирение» дети пытаются найти способ решения в конфликтной ситуации. Дети разыгрывают ссору между этими выбранными персонажами, с проявлениями обиды и злости. Потом дети предлагают свои варианты примирения героев. После игры дети обсуждают свои ощущения.

Заключение к работе

Итак, целью нашей работы было: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия.

Для решения задач была проделана работа, в рамках
которой были рассмотрены:

  • понятие конфликта, его характеристика и причины;
  • особенности детских конфликтов в дошкольном возрасте;
  • условия для развития бесконфликтного поведения в дошкольном возрасте.

 Анализ
подходов различных авторов позволил нам определить следующие условия развития
навыков бесконфликтного поведения у детей дошкольного возраста:

  • использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр направленных на формирование их сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • использование различных этюдов, направленных на формирование позитивного поведения детей.

Подводя итог, мы можем с уверенностью говорить о том, что развитие навыков бесконфликтного поведения у дошкольников в игровой деятельности будет успешным, если на занятиях учитывать факторы, которые влияют на возникновение конфликтов, применяя эффективные методы и способы разрешения.Таким образом, считаем, что цель работы достигнута, а задачи выполнены.

Скачать презентацию

ЗДЕСЬ вы можете бесплатно скачать презентацию к работе «Формирование бесконфликтного поведения детей дошкольного возраста»

Скачать квалификационную работу

ЗДЕСЬ вы можете бесплатно скачать выпускную квалификационную работу «Формирование бесконфликтного поведения детей дошкольного возраста»

Следишь за своим здоровьем и красотой? Рецепты здорового питания на каждый день читайте ЗДЕСЬ!

Источник: https://psypedprofi.ru/konflikty-v-detskom-kollektive.html

Конфликты ребенка с ровесниками: причины, как помочь их решить ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Существование общества невозможно без конфликтных ситуаций. Каждый человек, независимо от возраста, будет отстаивать свои интересы в первую очередь. Подобное правило провоцирует разлад между людьми, что приводит к самым различным неприятным ситуациям.

Конфликты же не обходят стороной в том числе и детей. Из-за этого у каждого ребенка может случиться так, что ему не будет удаваться найти общий язык со своими сверстниками, или его могут начать травить.

☝️ Попробуем разобраться в природе подобных явлений, и как помочь ребенку, если у него не получается поладить со своими ровесниками.

Причины, почему ребенок конфликтует с одногодками

В каждом коллективе есть свои лидеры, которые «диктуют» группе настроение.

В школьных классах, где отношения строится на взаимовыручке и товарищеском духе, даже ребенок-интроверт без проблем впишется в большую группу самых разных детей.

Но современные дети нередко походят на диких зверей, у которых правит сила, а отношения в группе регулируются правилом «сильный пожирает слабого».

Если ваш ребенок учится в классе, который подходит под второе описание, то существует несколько причин, почему сверстники могут отказываться дружить, игнорировать или, наоборот, травить вашего сына или дочь.

Чрезмерная или недостаточная эмоциональная реакция на поступки других детей.

Под этим термином понимается поведение ребенка, когда в ситуациях, где следовало бы уверенно дать ⚔️ отпор, он напротив будет терпеть и пытаться игнорировать происходящее с ним.

А в случаях, когда его просто подкололи или подшутили над ним не со зла, он отчаянно будет лезть в драку и осыпать оппонента оскорблениями.

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Неумение здраво реагировать на критику. Если ребенок бросает какое-либо занятие не потому, что у него что-то не получается, а из-за реакции окружающих, то подобное поведение автоматически ставит вашего ребенка в зависимость от мнения других детей.

Физические недостатки. Различные шрамы на лице, косоглазие, хромота и прочее заметно влияют на обращение сверстников к ребенку. К сожалению, существуют такие ⚡️ физические отклонения, которые невозможно исправить: детский церебральный паралич или синдром Дауна. Дети, не понимая серьезности этих болезней, скорее начнут насмехаться над ребенком, чем как-то ему помогать.

Внешний вид. Мы не будем говорить о росте или биологических особенностях организма ребенка. Однако неряшливость, грязная одежда, лишний вес – это все исправимо ⛹️. От внешнего вида зависит не только отношение одногодок к вашему ребенку, но и популярность ребенка у противоположного пола.

Как помочь ребенку исправить подробную ситуацию

Для начала следует прояснить для себя следующее: вы не должны самостоятельно пытаться решить проблемы за него. Ему предстоит разбираться с его конфликтами и их последствиями самостоятельно. Вы же должны побеседовать с ним, обсудить волнующие его проблемы, проанализировать сложившуюся ситуацию.

Когда ребенок выразит желание принять вашу помощь, то начните задавать наводящие вопросы. Узнайте, какие чувства он испытывает во время конфликтов, спросите, что является причиной конфликтов по его мнению.

К примеру, если ребенок рассказал вам, что слышит постоянные насмешки в свою сторону из-за своей одежды, то следует обновить гардероб. Опять же, учитывайте, что у современных детей свое видение моды. Дайте ребенку возможность самому выбирать себе одежду, не говорите ребенку:

Читайте также:  Как правильно воспитывать девочку 5 лет: психология

«Мне не нравится твой выбор», «А давай эту возьмем» или «Глянь, как красиво на тебе сидит».

  • Ребенок должен сам выбрать свой наряд в пределах ваших финансовых возможностей.
  • Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста
  • Но что, если издевки в адрес ребенка не прекратились, а только наоборот участились?

Тогда поинтересуйтесь у ребенка, как бы поступил какой-нибудь конкретный одноклассник на его месте.

Дав ребенку пофантазировать на эту тему, вы можете составить возможные ответные реакции во время конфликтов с ровесниками.

Однако бывает ситуации, когда нельзя держать себя как Махатма Ганди с его философией ненасилия. Иногда на агрессию и издевательства следует отвечать агрессией и издевательствами.

Родителям мальчика не следует говорить ему: «Игнорируй их, и они отстанут» или «Не обращай внимания, они просто завидуют».

✔️ Если вашего ребенка толкнут или ударят, то не следует бояться и не давать сдачи, даже если обидчики старше или крупнее.

Задиры, увидев один раз, что их жертва может постоять за себя, перестанут считать ее таковой.

Однако устранить причины конфликтных ситуаций с одногодками – это только половина дела. Ребенку следует проявить себя, заслужив, если не симпатию, то хотя бы ✋️ уважение его окружения.

Для этого следует проанализировать школьное окружение ребенка, хотя бы в двух словах узнать об интересах его одноклассников (речь идет не об асоциальных интересах).

Например, большая часть одноклассников занимается каким-либо видом спорта, некоторые из них ходят в одну секцию.

Предложите ребенку тоже приобщиться к спорту, что в итоге поможет ему не только найти новых товарищей, но и найти общий язык с одноклассниками.

Особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Не бойтесь финансовых затрат на различные секции или увлечения ребенка. Думая, раз ваше детство прошло без всяких навороченных гаджетов и дорогих коньков, то и ваш ребенок сможет так же, то вы делаете серьезную ошибку. У каждого поколения свои потребности, без удовлетворения которых тяжело влиться в общество.

Помните: ваш ребенок должен сам научиться постоять за себя, не стоит пытаться разобраться с его конфликтами с ровесниками самостоятельно. «Влезая не в свое дело», вы только рискуете усугубить ситуацию, а вашего сына или дочку — выставить зависимым от мамочки ребеночком.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/konflikty-rebenka-s-rovesnikami-prichiny-kak-pomoch-ih-reshit.html

Статья "Психологические особенности конфликтов детей дошкольного возраста"

Статья

«Психологические особенности конфликта и конфликтных ситуаций детей дошкольного возраста».

Жизненный опыт каждого человека показывает, что в процессе личностного и эмоционального значимого общения довольно часто возникают конфликты.

Конфликтные отношения-один из важных предметов изучения современной социальной психологии. Ссоры, конфликты, драки-неизбежное явление жизни детской группы.

Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций.

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). При этом трудным для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека.

Конфликт может охватывать разные сферы детских отношений. Можно выделить внешний и внутренний конфликт дошкольников.

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей и, как правило, не захватывают межличностных отношений. Поэтому они имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми.

Внутриличностный конфликт возникает лишь тогда, когда вследствие имеющихся противоречий ущемляются ведущие потребности ребенка, и он сам осознает это. Необходимо заметить, что изначальный внешний конфликт легко трансформируется во внутриличностный, основными признаками которого становятся снижение самооценки, появления чувства неполноценности, ущербности.

Конфликтность-качество личности, выражающее ее предрасположенность к конфликтам.

Некоторыми общими характеристиками конфликтности дошкольников являются: активность в установлении контактов со сверстниками; стремление к обострению ситуации и доминированию над другими; неумение идти на компромисс; эгоистичность и эгоцентричность; невнимательность к другим; желание посредством повышенной агрессивности избавиться от собственной тревожности и т.д.

Группа конфликтных детей неоднородна в своем составе. Склонность к конфликтам, интенсивность их протекания, повод возникновения, а также способ выхода из него различны у разных детей.

Т.А. Павленко и А.Г. Рузская проанализировали огромный фактический материал и выделили несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.

Первая группа – « Я всегда прав». Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревностно следят за успехами сверстников и, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их, стать предметом всеобщего внимания.

Вторая группа — « Я лучше других» . Такие дети также конфликтуют часто, остро, эмоционально и активно. Навязывают партнеру свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление. Для этих детей характерна демонстрация своего превосходства. Такие дети, как правило, стремятся привлечь внимание к себе, своей деятельности, знаниям.

Третья группа – « Я-взрослый, я-главный». Конфликтность детей выражена меньше, чем в первых двух группах. Такие дети-командиры, вожаки, лидеры.

Они претендуют на главные роли во всем, но дипломатично; навязывая образцы действий, показывают, как много он потеряет, если не примет их.

Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложения только в том случае, если они им выгодны.

Четвертая группа – « Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим, они чувствительны к его отношению к себе, стремятся к контактам, но очень осторожны: боятся ущемления своих интересов.

В то же время хотят показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность. Обычно чувствуют себя недооцененными.

Сотрудничество с ровесниками для этих детей-путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.

Пятая группа – « Я хороший». Это наименее конфликтные дети из самых конфликтных дошкольников. Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок.

При любой удаче привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их.

При общем сходстве развития конфликта, динамики переживания детей негативные реакции на неуспех могут быть выражены неоднозначно – от внутренней замкнутости, отчужденности, малообщительности вплоть до агрессии в поведении.

  • Внимание взрослых (прежде всего негативное), в первую очередь, привлекают разнообразные факты агрессивного поведения дошкольников.
  • В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер. К наиболее распространенным вариантам агрессивного поведения относятся:
  • *физическая агрессия-конфликтные ситуации со сверстниками ребенок разрешает при помощи кулаков;
  • *устная агрессия-крик, брань, жалобы. Демонстративные угрозы, оскорбления и унижения другого;
  • *разрушительность-когда ребенок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, разрушает продукты деятельности другого, уничтожает или портит чужие вещи.
  • *непослушание-своеобразный протест на требования, просьбы взрослых и др.

Конкретные причины детских конфликтов в значительной степени определяются возрастом. Так, с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек.

Также существенно снижается количество конфликтов из-за разрушения игры. Средний дошкольный возраст считается пиковым для конфликтов по распределению ролей.

Конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем их числе.

Конфликты часто происходят у тех детей, которым не хватает родительского внимания, их заботы. Ссора в этом случае может быть деструктивным способом привлечения внимания взрослых.

Существенное влияние на развитие конфликтности оказывают такие характеристики родительского отношения, как авторитарность, властность, аффективность в общении с детьми.

Ребенок, которого постоянно ругают и критикуют, вымещает в конфликте накопившиеся в душе чувства обиды, злости.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста в спорах со сверстниками применяют в качестве основного аргумента те или иные средства физического воздействия, в силу чего конфликты, в основном, завершаются неблагополучно. Дети 4-5 лет чаще других используют способы « словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта.

К старшему дошкольному возрасту наблюдается все большее использование детьми различных обоснованных своих действий, само-и взаимооценок себя и партнеров по игре, что позволяет договориться, т.е. разрешить спорный вопрос, возникший по ходу игры.

Это позволяет продолжить иргу в первоначальном составе участников.

При разрешении конфликта с позиции сотрудничества дошкольник приобретает умение отстаивать свое мнение, аргументировать его, анализировать мнение других участников конфликта и учитывать их в своем поведении.

Итак, конкретные способы разрешения конфликтов дошкольниками могут быть классифицированы в зависимости от позиции взаимодействия (доминирование, равенство, подчинение). В каждом конкретном случае можно говорить о сглаживании, обострении или разрешении конфликтной ситуации как результате взаимодействия в конфликте.

Источник: https://infourok.ru/statya-psihologicheskie-osobennosti-konfliktov-detey-doshkolnogo-vozrasta-1202405.html

Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников



Конфликт (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных явлений, общества в целом.

Конфликт — сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычную обстановку, приводит даже к нарушению самого педагогического процесса, но в то же время помогает строить отношения, даёт участникам конфликта определённый опыт, выводит их на более высокий уровень человеческих взаимоотношений.

Конфликты в среде детей-дошкольников — довольно частое явление, так как процесс возбуждения у детей преобладает над процессом торможения.

И именно в этом возрасте ребёнку нужен мудрый учитель, способный преподнести уроки правильного поведения в любой ситуации, показать пути разрешения конфликтов, сформировать умение избегать их.

Неправильное поведение воспитателя может привести к потере у ребёнка веры в свои силы, справедливость, подавить личность дошкольника, сформировать неверные представления о нравственности и морали.

Кроме всего прочего, конфликт является действенным педагогическим инструментом, способствующим выявлению особенностей личности каждого ребёнка, последующей коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника. Таким образом, роль воспитателя заключается в умении научить детей лучше понимать друг друга, проявлять внимание и уважение к окружающим.

Конфликты у дошкольников, конечно, имеют свои отличительные особенности, нежели конфликты детей школьного возраста или взрослых.

Процесс социализации является основным параметром, определяющим особенности конфликтов у детей дошкольного возраста. В ходе разрешения конфликта дошкольник понимает, как можно и как нельзя поступать по отношению к своим сверстникам, взрослым.

Кроме этого, характер конфликтов у детей определяются особенностью их деятельности в дошкольном учреждении.

Причиной большинства конфликтов у дошкольников является повышенная раздражительность и неспособность выдерживать большие психологические нагрузки; таким образом, это своего рода реакция на источник раздражения.

Обычно конфликты в таком возрасте носят скоротечный характер, и в большинстве случаев сложно правильно определить, кто истинный виновник ссоры.

Читайте также:  Ребенок и телевизор: влияние на психику ребенка

Чаще всего конфликты у детей возникают: кто-то кого-то дразнит; кто-то кого-то нечаянно толкнул или задевает; кто-то к кому-то пристает; кто-то кому-то сознательно причиняет боль; кто-то без спросу берет чужие вещи; кто-то кого-то «достает» [5]. Реакция на подобные действия приобретает агрессивный характер и проявляется на физическом или вербальном уровне.

Прояснение конфликтной ситуации: выявление причин, обстоятельств, интересов и поступков участников конфликта — первый шаг на пути его разрешения.

Перед тем, как принять какое-то решение, педагогу необходимо попытаться выявить причины конфликтного поведения и постараться успокоить участников события.

Далее необходимо проявить мудрость взрослого человека или включить интуицию для того, чтобы выстроить возможные способы решения данного конфликта, приемлемые для всех заинтересованных сторон. Ниже предлагаются следующие методы разрешения конфликтной ситуации:

  • – в разрешении конфликта учитывать интересы каждого;
  • – подойти к решению проблемы творчески: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему — в возможность открыть для себя новые, правильные способы поведения;
  • – уважительно отнестись к личности ребёнка, ни в коем случае не отмахнуться от ситуации, приведшей к конфликту, проявить деликатность и настроить ребёнка на дружеское решение вопроса;
  • Для того, чтобы предотвратить большинство конфликтов между дошкольниками и помочь им сформировать позитивное отношение к окружающим, уважать не только свои интересы, но и ближнего, нужно:
  • – развивать у ребенка способность к сопереживанию, дружелюбие, уважение к личности другого человека, чувство взаимопомощи;
  • – оценивать именно поступок, а не конкретно ребенка;
  • – формировать умение высказывать своё мнение, обозначать свою позицию и интересы так, чтобы не навредить окружающим;
  • – уважительно относиться к каждому ребёнку, исключить привилегированное отношение к избранным;
  • – учить детей умению управлять эмоциями и контролировать их;
  • – вырабатывать умение и способы самостоятельного разрешения конфликта;
  • – своим личным примером показывать пути выхода из конфликтных ситуаций, давать уроки правильного поведения в общении со взрослыми и детьми.

Работа воспитателя по разрешению и предотвращению (по крайней мере, уменьшению) конфликтных ситуаций предполагает переориентацию поведения ребенка, замену негативных эмоций на позитивные. Это необходимо делать не запретом, окриком или замечанием, а с помощью позитивных сообщений.

Всем известно, что агрессия всегда рождает ответную агрессию, поэтому речь и поведение педагога должны быть спокойными и нести нейтральные или позитивные эмоции.

Позитивное сообщение, способное изменить поведение ребенка, должно включать такие компоненты: описание произведенного им действия; описание возможного или (неизбежного) результата этого действия; предложение альтернативного варианта поведения. Очень важно, чтобы в структуру подобного сообщения входили все три составляющих.

Не стоит ограничиваться одним объяснением о запрещении какого-либо действия, а предложить детям правильный вариант поведения в данной ситуации. Ниже приведена примерная схема позитивного сообщения, которая поможет ребёнку изменить модель поведения, приводящую к конфликтам:

1) Когда ты ведёшь себя подобным образом, то может случиться ….

2) Может случиться так, что ты окажешься в этой ситуации. Как бы повёл себя ты?

3) Как ещё можно было бы поступить?

4) Как в такой ситуации поступают взрослые, например, твои родители? Что, если бы они вели себя так?

5) Что было бы, если бы все решали споры таким образом?

В качестве приоритетных методов, приемов, форм обучения дошкольников действенным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

– сюжетно-ролевые игры с обязательным наличием проблемной ситуации. Например, «Куклы поссорились», «Почему Мишутка обиделся?», «Маша — жадина», «Как Оля и Соня научились дружно играть» и т. д.;

– интерактивные игры (игры на взаимодействие);

– тренинги, направленные на формирование социальных поведенческих норм, в частности при разрешении конфликтных ситуаций. При проведении данных тренингов необходимо давать детям конкретные примеры избежания конфликтов и примирения, если таковые случились.

Например, можно использовать такие пособия: «Мирилка», «Коврик мира», «Коробка дружбы» и т. п.

В старших группах очень важно показать, что жизнерадостные, добрые, неконфликтные люди гораздо успешнее в жизни, чем те, которые часто ругаются, обижаются и не умеют найти общий язык с окружающими;

  1. – инсценирование конфликтных ситуаций и обсуждение способов выхода из них;
  2. – психогимнастика;
  3. – чтение и обсуждение поступков героев художественных произведений, кинофильмов, мультипликационных фильмов с последующим моделированием различных вариантов поведения;
  4. – беседы на основе реальных событий;

Работу по формированию у детей социально-коммуникативных навыков следует строить в тесном контакте с родителями. Можно использовать традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, проблемные папки, буклеты, памятки. Из современных методов предлагаются: педагогическая мастерская, круглый стол (обмен опытом), семинар-практикум, вечер вопросов и ответов.

Рассказать о своей проблеме умеет и готов не каждый дошкольник. Задача педагога — установить психологический контакт с каждым ребёнком, завоевать их уважение и доверие.

Для душевной и откровенной беседы с ребёнком педагог может организовать в группе специальный уголок, назвав его, например, «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Уютный уголок», «Уголок тишины» и т. д.

Здесь ребёнок может поделиться своими страхами, обидами, желаниями.

Установив с детьми доверительные отношения, воспитатель призван помочь им осознать свои ошибки, неправильное поведение, показать, что действительно важно, каковы настоящие ценности в жизни, верно расставить приоритеты. Кроме этого помочь им стать терпимыми, внимательными, счастливыми и не чувствовать себя одинокими в мире людей.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 280 с.
  3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с.
  4. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 130 с.
  5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. — 160 с.
  6. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, конфликтная ситуация, конфликт, ситуация, позитивное сообщение, правильное поведение, дошкольник, умение.

Источник: https://moluch.ru/archive/205/50162/

Психологические особенности конфликта и конфликтной ситуации в дошкольном возрасте

  • Практическая 4.
  • Тема: Пути психолого-педагогической коррекции детских конфликтов у дошкольников с трудностями в общении со сверстниками
  • Тема: отношение дошкольника к личности воспитателя.
  • Виды отношений ребенка к взрослому
  • Характеристика ролевого стереотипа воспитателя с позиции ребенка
  • Методы изучения «ребенок-воспитатель»
  • · Изучение отношений в системе «ребенок-педагог»
  • · Методика изучения взаимодействия воспитателя с детьми
  • Практическая 4.
  • Тема: Пути психолого-педагогической коррекции детских конфликтов у дошкольников с трудностями в общении со сверстниками
  • Психологические особенности конфликта и конфликтной ситуации в дошкольном возрасте.

В детстве человек впервые сталкивается с конфликтом. По всей видимости, это связано с тем, что уже в дошкольном возрасте отношения очень сложны, многоплановы и составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. О сложности этих отношений и необходимости их изучения говорили многие исследователи Так Я.Л. Коломенский считает, что «с того самого момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности».

При всей очевидной важности отношений ребенка со сверстниками существует явная недооценка роли последних в формировании личности ребенка.

Отношение с взрослыми, в процессе общения с которыми дети усваивают важнейший социально-психологический опыт, овладевают образцами поведения в коллективе, — необходимо условие становления и дальнейшего развития личности ребенка.

С того момента, как в психической жизни индивида, появляются общение и взаимоотношения с взрослыми людьми, взрослый оказывается «центром всякой ситуации» [9], «главным фактором формирования ребенка», «центром мира» [20], «наиболее референтным лицом» [29], которое, по предположению М.И.

Лисиной, во многом «определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми», со сверстниками.

И вместе с тем, как ни важна роль взрослого формирования личности ребенка, как ни значимым его тепло и психические витамины общения, отношения лишь с взрослыми не могут обуславливать сложный мир развивающейся личности ребенка. Окружающая его социальная ситуация (имеется в виду ближайшее окружение ребенка) в большинстве случаев состоит не только из взрослых, в нее входят так же сверстники, особенно в условиях нашей общественной воспитательной системы.

Именно недооценка собственно детских интимных, межличностных отношений приводит к тому, что они в большинстве случаев упускаются исследователями.

А в результате остаются неизученными осложнения в отношениях, глубокие, внутренние конфликты.

Лишь после изучения особенностей детских отношений и специфики осложнений в них можно попытаться управлять этими осложнениями, налаживать полноценные взаимоотношения между всеми детьми группы.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщенны, сопровождаются руководящими интонациями, криками, кривляньями, смехом. С товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными.

В общении с детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, с взрослыми. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать товарища, и, в итоге, беседы часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая, и перебивая друг друга.

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любом периоде детства наблюдаются конфликты между детьми.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумением играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища.

Ему необходима уверенность в том, что его замечают и ощущать, что он самый хороший. А среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстниками, но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнивания с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются.

Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает ему мешать. И тогда сразу же он получает суровую оценку, соответствующую характеристику.

Он ждет от ровесника одобрения и похвалы, поскольку он не понимает, что и другому требуется тоже самое, дети крайне редко хвалят или одобряют товарища, кроме того, они плохо осознают причины поведения других — другой ребенок — такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстников. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища может быть другое занятие, игра, хотя они по-прежнему ссорятся, и нередко дерутся.

Читайте также:  Духовно нравственное воспитание дошкольников: задачи

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения с ровесниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникает ситуация, требующая согласования действия, проявления доброжелательности, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.

Однако именно игра, являясь многоплановым, многопластовым образованием, порождает разные типы детских отношений.

Так, сюжетные (или ролевые) детские отношения в игре обеспечивают процессуальную часть игры: развертывание ее сюжета, ролей — и представляют игровые отношения в чистом виде. Они становятся для ребенка не менее реальными, чем любые другие отношения с детьми.

В психологических отношениях игры нет фантастических элементов. Существуют реальные действия, реальная операция и реальные образы предметов.

Таким образом, кажущийся уход от реальности в игре на самом деле есть строгое следование логике этой реальности. А поскольку мир взрослых с его связями и коллизиями отношений проникает в игру, он делает ее причастной к усвоению образов, действий, ценностей и норм поведения, необходимых для формирования личности, и нравственных представлений.

Кроме сюжетных, в игре возникают отношения другого рода. Не менее реальные для ребенка, тесно связанные с уже названными, хотя они лежат совсем в иной плоскости, и обеспечивают «деловую» часть — подготовку или перестройку процесса игры: выбор сюжета, распределение ролей, необходимых атрибутов.

Их содержанию отвечает понятие «деловые отношения», поскольку это позволяет, по существу дифференцировать эти отношения от чисто игровых, сюжетных.

Так если основой последних оказывается собственно сюжет, то в содержание деловых, по-видимому, включаются этические представления ребенка о порядочности и справедливости, а также мотивы, с которыми он вступает в игру (стремление к абсолютному утверждению на первых ролях, или наоборот, боязнь ответственности, трудности реализации и т. п.).

И если первые реализуются через развертывание ролей с помощью игровых навыков и умений, то вторые — через адекватные способы сотрудничества и мотивы поведения. Таким образом, каждый тип отношений обладает присущей именно ему структурой и закономерностями.

Следует подчеркнуть, что оба разные по содержанию, но тесно связанных между собой типа детских отношений в игре вместе составляют ее внешний план, так как открыты для непосредственного наблюдения.

Следует подчеркнуть, что именно внешний план игровых отношений -ролевых и деловых — и сегодня выделяется педагогами и психологами как наиболее ответственный за развитие личности ребенка, и, прежде всего за его нравственную направленность.

Однако при всей важности этого плана многие вопросы, связанные с внутренним миром ребенка, его переживания в ситуации игры, эмоциональным самочувствием среди сверстников, удовлетворенностью или неудовлетворенностью своим поведением, остаются большей частью без ответа.

Чтобы проникнуть в этот сложный мир, необходимо изучение третьей плоскости детских отношений в игре — межличностных (столь же реальных, как ролевые и деловые): симпатий, антипатий, равнодушия, со множеством оттенков уже на уровне дошкольного возраста, составляющих внутренний план. Специальные методические приемы позволяют обнаружить, что межличностные отношения дошкольников представляют устойчивую систему (со своей структурой и динамикой) и обладают совершенно иным, по сравнению с ролевыми и деловыми, содержанием.

Благодаря особой эмоциональной насыщенности межличностные отношения гораздо более других «привязаны» к самой личности ребенка и могут быть избирательными и устойчивыми. Вероятно, поэтому нормализация деловых отношений ребенка со сверстниками (в случае психологического конфликта сними) далеко не всегда приводит к налаживанию его межличностных отношений.

Консерватизм межличностных отношений особенно ярко обнаруживается при авторитарном типе руководства игрой.

Относительно устойчивый деловой план сосуществует с глубоким конфликтом в отношениях детей, что свидетельствует о возможном несовпадении этих планов, необходимости их дифференциации.

В этом свете попытки некоторых исследователей формировать взаимоотношения дошкольников путем искусственных перегруппировок, без учета детских симпатий и антипатий, мотивов, которыми руководствуется ребенок в игре, представляются малоэффективными и нецелесообразными.

Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу.

Обратимся к теории и понятийному аппарату «взрослого» варианта конфликта: необходимость этого вызвана не разработанностью проблемы применительно к дошкольному возрасту.

Анализ отечественной и зарубежной социально—психологической литературы обнаруживает, что понятие конфликта трактуется достаточно широко и «по существу оно оказывается эквивалентным философскому понятию противоречия» [28].

Возможно использование следующих понятий: участники конфликта, (дети старшего дошкольного возраста), объект конфликта (игра), составляющий конфликтную ситуацию, [5], причина конфликта.

Объект конфликта — игра, ведущая деятельность дошкольников, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

В соответствии с выдвинутыми отечественной психологией положениями о структуре детской деятельности дифференцировались операциональная и мотивационная стороны игровой деятельности.

Эффективное протекание действия (и соответственно деятельности) зависит от операциональной стороны, т. е. способов и средств осуществления, и от мотивационной стороны — направленности (содержания), а также активности мотивов, ради которых оно производится.

Способы и средства осуществления деятельности, ее операциональная сторона, представляют собой динамическую систему конкретных действий и операций, направленных на достижение сознательно поставленной цели и различных форм общения, которые вплетены в эту деятельность.

В игровой деятельности эффективность выполнения конкретных действий и операций определяется: степенью владения ребенком игровыми знаниями и умениями, разнообразием игровых сюжетов, способностью творчески развивать сюжет, понимать замысел другого и передавать свой, планировать игру и т. п.

Эффективность выполнения игровых действий также определяется особенностями реализации описанных знаний и умения, т. е.

способами сотрудничества, общей согласованностью действий, умением договориться при распределения ролей и игрового материала, помочь и принять помощь товарища, подчинить свое желание требованию другого, самостоятельно решать конфликты и т. п.

Эффективное протекание действий и операций в игровой деятельности определяется также направленностью (содержанием) и активностью игровых мотивов. Выделяя игру в качестве объекта конфликта, психологи дифференцируют в нем две стороны: действие и мотивы.

Поскольку эффективность протекания действий определяется полноценностью функционирования обеих сторон и предполагает, что недостаточная сформированность операций игры у ребенка или какие-то искажения в мотивах могут выступать в качестве внутренних причин конфликтов.

Следует выделить, что «дефект» в операциях только тогда становится причиной конфликтов с детьми, когда ведущие интересы ребенка направлены на игру. Таким образом, причины конфликта — это отклонения в объекте конфликта. В аспекте этого исследования это отклонения в развитии той или другой стороны игровой деятельности.

И эти отклонения порождают конфликтную ситуацию, объективно существующую задолго до конфликта (дети приходят в сад с различной развитостью операций игры и социальных мотивов).

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях сверстников. Игровое взаимодействие в аспекте этой проблемы — особо социальный тест на соответствие операциях или мотивах игры.

В результате таких взаимодействий может возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласования мотивах игры ребенка и сверстников.

В соответствии с выделенными противоречиями нами рассматривались два типа психологических конфликтов в дошкольном возрасте, условно обозначенные как конфликт в операциях и конфликт в мотивах, например, конфликт в операциях может возникнуть из-за неумения или незнания детей способов деятельности (не имеет представления о работе «врача»); конфликт в мотивах — конфликт желаний лидерства, привлечение внимания и так далее.

Исследования показали, что независимо от того, что послужило причиной психологического конфликта (какого рода искажения в ведущей деятельности), он может захватывать и разные сферы детских отношений, и саму личность ребенка.

Соответственно были дифференцированы варианты конфликта: в деловых и межличностных отношениях детей. Кроме того, выделили внутриличностный конфликт. В психологическом конфликте возможны два этапа: неосознанный (потенциальный) и осознанный (реальный).

Первому этапу соответствует скрытый характер конфликта, борьбы за лидерство, ябедничество, инициирование конфликтных ситуаций, тогда как второму — открытый, открытое использование силы, нескрываемое неприятие у детей и, могут существовать скрытые от наблюдения конфликты (специально скрываемые детьми споры и ссоры от воспитателей).

Очевидные внешние конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее (выбор общего дела, распределение обязанностей и т. п. — в трудовой, распределение игрового материала, выбор линии сюжета, ролей и т. п. — в игровой).

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако, за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов — межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости.

Внешние конфликты следует классифицировать как полезные, они представляют ребенку право на ответственность, на творческие решения трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.

Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.

Внутренний психологический конфликт между ребенком и сверстниками возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения.

В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры.

Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых.

В этих условиях ущемляется внутреннее эмоциональный комфорт ребенка, его положительное самочувствие — он не может удовлетворить своих потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений.

Таким образом, внутренний психологический конфликт возникает уже в дошкольном возрасте и порождается несформированностью ведущей деятельности, в связи с чем может выступать в виде конфликта в операциях, захватывая как различные плоскости отношений в игре, так и саму личность ребенка.

Источник: https://cyberpedia.su/1x33c1.html

Ссылка на основную публикацию